Модные веяния: в «Царицыно» прошел Большой Екатерининский бал

Корреспондент «Южных горизонтов» отправилась на Большой Екатерининский Бал, где пообщалась с его участниками. Фото: Екатерина Лукичева

В Музее-заповеднике «Царицыно» 11 сентября прошел Большой Екатерининский бал. Это ежегодный масштабный проект, который привлекает внимание самой разной публики. Ему каждый раз удается доказывать, что балы вне времени и совсем не старомодны. Чем подобные мероприятия так привлекают современное поколение? Как вальсу удалось пережить не одно столетие и остаться популярным? В чем его особенность и как он меняет людей? Корреспондент «Южных горизонтов» поговорила с гостями бала, чтобы ответить на эти вопросы.

Перформанс Baroque на Дворцовой площади перед главным входом во дворец. Фото: Екатерина Лукичева

Бытует мнение, что бал — это не только танцы, музыка и богатство убранства, а, в первую очередь, произведение поведенческого искусства. Любой его вид, который претендует на популярность в наше время, должен постоянно подстраиваться под современные запросы — учиться следить за модными тенденциями, и даже опережать их.

Одним из главных явлений в современном искусстве стал перформанс. Своего рода слияние разных направлений и течений. Это яркое представление обычно не оставляет никого равнодушным. Именно поэтому подготовительным этапом к Большому Екатерининскому балу стал уличный перформанс Baroque. Его провели на Дворцовой площади перед главным входом во дворец. Актрисы приветствовали гостей в необычной одежде — позолоченных костюмах из латекса, чьи силуэты отдаленно напоминали пышные многослойные юбки и корсеты Елизаветы I, Екатерины Великой и других героев времен Дворцовых переворотов.

Автор «ожившей» экспозиции — Саша Фролова, ученица российского художника, модельера и скульптора Андрея Бартенева. Девушка окончила Национальный институт дизайна при Союзе дизайнеров России. Путешествовала со своими проектами по всему миру и стала финалистом Премии Кандинского. Была художником по костюмам в кино. Также ее работы выставляли в Московском музее современного искусства.

— Глядя на эти наряды, посетители бала прямо с ковровой дорожки смогли понять, что их ждет что-то необычное. Силуэты и костюмы — все достоверно передает эпоху Дворцовых переворотов, только глазами человека XXI века. Мы совпали с концепцией бала и основной идеей, где традиции сочетаются с новизной, — рассказала Саша Фролова.

Гости Большого Екатерининского бала. Фото: Екатерина Лукичева

Минуя гардеробную и прессволл, гости попадали в роскошные интерьеры с многолетней историей. Старт вечеру дали ведущие Катя Гершуни и Дмитрий Вебер.

Кавалеры взяли под руки своих дам, и все закружилось в танце.

— Красота вальса в его гармонии движения и музыке. Когда люди танцуют, они должны парить и ощущать легкость. Главное — передать это в быстроте темпа, — считает актриса, модель и телеведущая Оксана Федорова.

Не привыкший к столь ярким краскам глаз может не сфокусироваться на конкретных деталях, позволяя многообразию вещей смешаться во что-то общее и едва понятное. Композитор Борис Гейст, который стал участником торжества, уверен, что бал — это стихия, которая подвластна не каждому.

На фотографии Борис Гейст

— Конечно, эти балы уже не могут быть такими, какими они были при Екатерине Великой. Что-то безвозвратно утеряно, но, я думаю, есть вещи, которые сохранились. Наверное, это дух, сама стихия танца, — добавил музыкант.

С XVIII века также изменились дамские наряды. Хоть на некоторых из присутствующих были банты, глубоки декольте и корсеты, большинство гостей обошлись без исторической достоверности и пришли просто в вечерних платьях, в которых можно отправиться на выпускной или, например, в театр.

Быть может, это не пренебрежение правилами, а их современная интерпретация. При Екатерине Второй и других императорах балы были не просто способом хорошо провести время. Многие гости именно таким образом искали себе достойные партии. Сейчас на такие вечера большинство приходит со своими партнерами, а необходимость детально подбирать образ — лишь дань традициям.

Наряды как правило этикета на бальных вечерах. Фото: Екатерина Лукичева

— Вальс пробуждает внешнюю красоту только на первый взгляд. При грамотном исполнении движений и попадании в ритм он показывает с новой стороны самого человека: через осанку и то, как он себя несет. А это уже изнутри. Вальс — своего рода терапия, — считает Саша Фролова.

Хорошей техникой могут похвастаться только те, кто танцует вальс далеко не впервые, а на балах часто присутствуют новички.

Всех гостей вечера обучали вальсу на протяжении всего торжества. Фото: Екатерина Лукичева

— Музыка обладает целебной силой и не имеет значения, сколь виртуозный танец под нее исполнили. Она наполняет человека позитивными чувствами и мыслями, которые притягивают благоприятные, полные радости моменты в жизнь. Показывает людям их же качества, о которых они и не догадывались. А то, мастерски это исполнено или с ошибками — вопрос далеко не первостепенный. Главное, чтобы это шло изнутри, — убеждена оперная певица и Дама ордена святого Сильвестра Светлана Касьян.

Артист подобен художнику. Если тот передает эмоции через краску и наносит на картину определенные цвета, то музыкант выражает те же чувства через исполнение композиций.

Гости исполнили первый танец, затем были классический и медленный вальсы, контрданс, триоль, гросфатер... Даже, если у кого-то не получались движения, они не огорчался, ведь пришли сюда учиться или совершенствовать свои навыки.

Все двигались ритмично, стараясь попадать в такт. Интересно было бы узнать, как гости чувствуют мелодию, и разделяют ли они понятие «вальс» между танцем и музыкой.

— Когда мы говорим «вальс», подразумевая музыку, в голове возникает картинка с танцующими людьми. Когда видим пластичные движения, в мыслях звучит музыка. Получается, что здесь все взаимосвязано и одно без другого едва ли возможно. Так, что для меня вальс — это синтез искусств, — считает Оксана Федорова.

Большую роль играют ассоциации с музыкой прошлого. При слове «вальс» люди думают о старинном танце под звуки флейты, кларнета, валторна и других инструментов симфонического оркестра. Получается, что для многих это действительно так — они взаимодействуют в симбиозе и редко когда отделяются друг от друга.

— Хоть музыка и несет скорее прикладной характер, без нее никуда. Вальс — это больше про зрелищность, танцевальный жест и движения. Без этих составляющих и мелодию правильно не сыграешь, — такого мнения придерживается композитор и автор песен Борис Гейст. — Хорошо сыгранная композиция способна зацепить пускай, например, немногих, но так сильно, что они захотят танцевать.

А вот Саша Фролова и Светлана Касьян уверены, что музыка без танца возможна, а вот танец без музыки — нет. По их мнению, в саму структуру заложены движение и ритм, которые необходимы вальсу.

На фото оперная певица Светлана Касьян

Даже в фильмах она всегда звучит в душах и сердцах героев, которые танцуют у зеркала. Светлане Касьян, в отличие от ряда своих коллег, не нужно видеть одобрение со стороны аудитории. Она просто его чувствует.

— Каждый отдает что-то свое и получает взамен не менее прекрасное. Конечно, всегда есть то, что скрыто глубоко в душе, и чем можно поделиться, — добавила оперная певица.

В вальсе, как и любом другом виде искусства, важны история, глубина и драматизм. При прослушивании живого исполнения арии или симфонии зритель должен чувствовать истинную природу музыканта, то, что его наполняет. Без этого просто не получится поверить. Хороший артист способен настроить атмосферу так, чтобы люди прикоснулись ко времени и красоте. Получается, что в вальсе действительно раскрывается душа. Одна из причин его популярности заключается именно в этом.

Исторические костюмы, танцмейстер, симфонический оркестр и этикет отличают бал от других танцевальных мероприятий. Молодое поколение приходит сюда не просто повеселиться, отдохнуть и потанцевать в роскошных платьях. Оно выражает себя и свои лучшие качества посредством танца в атмосфере, полной романтики и дружелюбия, где незнакомец улыбается незнакомцу. Здесь же набираются сил для будущих успехов в любой из сфер жизни. Ритмичность и легкость действий в совокупности с богатым на историю дворцом способны привести в чувство эйфории. Поэтому попасть на Екатерининский бал мечтают сотни людей.