Сады русской истории вдохновляют художников

Посетительница фестиваля исторических садов в Царицыне Елена Зверькова отдыхает возле пышных гортензий инсталляции «Царский цветник». Фото: АНАТОЛИЙ ЦЫМБАЛЮК

В музее-заповеднике «Царицыно» прошел IV фестиваль исторических садов. В этом году темой для оформления композиций был выбран русский сад.

В дальней части сада отчетливо видны линии электропередач, бесцеремонно стоящие прямо посреди цветочных клумб. Небольшая уютная веранда, выходящая к фонтану, окружена посыпанной гравием дорожкой. А на переднем плане — молодые тонкие вишни… которые уже кто-то начал вырубать. Часть деревьев еще не пострадала, но их судьба предрешена: в одном из срубленных пеньков зловещим напоминанием о том, что работа еще не закончилась, торчит оставленный топор. Так видит пьесу Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» одна из ландшафтных дизайнеров, подготовивших площадку для фестиваля, Мария Селезнева.

«В вишневом саду»: площадка напоминает о дворянских усадьбах.

— Когда я думала, как оформить площадку, на ум приходили отрывки из произведений русских классиков, — говорит она. — В описаниях дворянских усадеб часто фигурировали аккуратные, ухоженные сады на французский манер. Но с началом XX века их вид изменился. Газоны зарастали, цветники дичали, аллеи превращались в тропки, а родовые гнезда у обнищавшей знати выкупали дельцы. Это я и решила изобразить: остатки былой роскоши, уступающие место техническому прогрессу.

). Зеркальные шары инсталляции «Волна» отражают деревья, меняя их очертания

Признаться, остальные сады не уступают работе, вдохновленной Чеховым. Вот поляна с белоснежным строением, окруженная полевыми цветами. Этот сад автор Катерина Боганова назвала «Лужайка у обелиска в Церериной роще». Рядом с ней — совсем другой сад. «Часы времен» дизайнера Ольги Стефановой — солнечные, утопающие в разноцветных петуниях. Сферы, выбивающиеся из буйных зеленых зарослей холодным блеском отполированного металла. «Волна» — так назвал свой сад Ростислав Григорьев.

А на «Куликовом поле» Милы Русаковой и Мелса Геворгяна река делит пространство на две половины: монгольскую степную, с пряными травами, и русскую — с тонкими колосьями золотистой пшеницы. Возле каждой садовой площадки расположена небольшая стойка с информацией о растениях, которые стали источниками вдохновения дизайнеров.

От изучения меня отвлекает женщина, которая просит сфотографировать ее на фоне цветов. Елена Зверькова приехала в Царицыно на экскурсию и была приятно удивлена красотой фестивальных площадок исторических садов.

Флигель «Чайка» снова возвращает нас в усадьбу — но более современную

— Когда экскурсовод с нами попрощалась, я решила немного пройтись, — рассказывает она. — А тут такая красота! Честно, думала, что прогуляюсь полчасика, а в итоге уже час хожу и любуюсь этими необыкновенными садами. И совсем не жалею, что задержалась!

Флигель «Чайка» снова возвращает нас в усадьбу — но более современную

Центральное место фестиваля отдано самой выдающейся композиции: брусчатка, переходящая в нестриженый газон. Идеальной формы живая изгородь из кизильника, уходящая в дикие заросли кустарника… Это сад «Забытое барокко». Дизайнер Михаил Судаков, работавший над его созданием, решил посвятить свой труд Царицынскому парку, в котором проходит фестиваль.

— В XVIII веке около Малого дворца была земляная пирамида, классический элемент французских садов эпохи барокко, — рассказывает координатор фестиваля Галина Шатнева. — Ее возвел Василий Баженов, надеясь впечатлить Екатерину II. Но императрица отдавала предпочтение английской планировке, и когда высаженные на пирамиде растения стали дичать, она приказала ее разрушить. Впрочем, даже сегодня невооруженным глазом заметны ее очертания — настолько это было внушительное сооружение.

История былых времен вдохновляет художников. И каждый посетитель, оказавшись в окружении необыкновенных зеленых композиций, обязательно найдет здесь свой сад. Тот самый, в котором хорошо отдохнуть и помечтать.

Новости партнеров