Если ребенок перестал есть

21 сентября 2021 года. На открытии Центра РПП Марина Бебчук показала лаборатории комплекса. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

Несчастные родители, чьи дети принимают решение голодать ради достижения некоего искаженного идеала красоты, до недавних пор вынуждены были ходить к разным специалистам, получать обрывочную, неполную помощь, самостоятельно искать для ребенка психиатров или диетологов. Теперь на базе Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков имени Сухаревой появилась клиника расстройств пищевого поведения, способная оказать ребятам профессиональную помощь.

Новое подразделение будет помогать детям с такими нарушениями пищевого поведения, как нервная анорексия, булимия, чрезмерное употребление пищи и очистительное поведение. У команды специалистов Центра имени Сухаревой большой опыт в этой области, включающий работу при аутизме, задержке психического развития и других нарушениях.

Клиника рассчитана на 20 коек. Здесь работают врачи-педиатры, психиатры, неврологи, генетики. Кроме врачебного коллектива, есть педагоги, а также психологи, которые занимаются диагностикой и коррекцией — индивидуальной, групповой, семейной.

В среднем дети будут находиться в учреждении около 40 дней.

— Время пребывания пациента в клинике зависит от его состояния, — рассказала директор Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков имени Сухаревой Марина Бебчук. — Не только соматического (ребята начинают прибавлять в весе), но и психического. Тут критерием является снижение актуальности идеи похудения. Очень важно понимать, что именно нарушения мышления определяют степень тяжести расстройств, хотя родители в большинстве случаев не замечают патологические идеи, а реагируют в первую очередь на поведение — использование мочегонных и слабительных, изнурительные физические тренировки, применение женских диет, уменьшение порций вплоть до полного отказа от еды на несколько дней или даже недель.

Идеи крайне худого тела транслирует социум: это и куклы, и реклама, и постоянные предложения сбросить вес. Сегодня неадекватность таких стандартов стала реальной проблемой, и с ней борются в том числе и СМИ, и модельеры, и создатели тех же игрушек — появились модели с нормальным весом, куклы барби обычных, человеческих пропорций. Но проблема детей, которые лечатся от нервной анорексии или булимии, по убеждению специалистов, не ограничивается одной лишь социальной программой. В куклы играют и занимаются спортом многие, но анорексия возникает не у всех.

— Это ужасное искажение картины мира, восприятия себя и собственного тела! — поражается Марина Бебчук. — Страшно, когда ребенок с плохой, сухой кожей, обтягивающей кости, смотрит в зеркало и видит себя толстым. Это такая страшная болезнь, что все случаи индивидуальные, хотя и одинаково тревожные.

По мнению Марины Александровны, расстройство пищевого поведения у детей — серьезное заболевание, связанное с эмоциональным напряжением, плохой самооценкой, неспособностью критически воспринимать внешнюю информацию.

— При отсутствии своевременной помощи оно может привести к крайне негативным последствиям для здоровья и даже жизни, — уточняет она. — В детской психиатрии это расстройство представлено не так часто — всего лишь два процента от общего числа пациентов. Но, к сожалению, иногда эти случаи завершаются трагически. Понимая социальную значимость проблемы, мы разработали мультидисциплинарный подход к лечению расстройств.

Специалисты считают, что кукол худышек пора заменить на игрушки с нормальными пропорциями

По словам Бебчук, в клинике созданы все условия для выздоровления и социальной адаптации детей.

— Первое время наши пациенты находятся на строгом постельном режиме — говорит она. — Одним из симптомов на первых этап — отказ ребят от истинного сотрудничества со специалистами. Дети стараются всеми возможными способами «потратить калории», что требует от персонала особого внимания.

Достаточно ненадолго потерять бдительность — и пациенты приступят к изнурительным тренировкам. Например, выполняя по тысяче приседаний вплоть до полного истощения. Такая целеустремленность впечатляет и ужасает одновременно.

— Болеют нервной анорексией в основном успешные дети, — объяснила поведение пациентов Бебчук. — Это отличники, у которых действительно очень сильная воля.

По мнению врача, важно, что юные пациенты, проходящие лечение в клинике РПП, продолжают получать образование. После перехода на полупостельный режим они возобновляют уроки. Ведь конечная цель лечения — вернуть ребенка здоровым.

Специалисты считают, что кукол худышек пора заменить на игрушки с нормальными пропорциями

— Детская психиатрия наконец-то обретает человеческое лицо, — считает директор центра. — Родители могут обратиться к нам с детьми самого раннего возраста. Мы не ставим на учет, не ломаем жизни пациентов, а стремимся возвращать их к полноценной жизни. После выписки дети могут продолжить лечение в дневном стационаре, совмещая терапию с обучением. Это решают лечащий врач и родители.

Во время недавнего открытия клиники многие специалисты отметили, что ранее пациенты «оседали» в Институте питания, в Морозовской больнице у гастроэнтерологов, в Башляевской — в педиатрическом отделении или у частных психологов. Специалисты, занимающиеся смежной деятельностью, не могли посоветовать место, куда можно прийти за комплексной помощью. Теперь такое место есть. Отныне у детей с РПП появилась возможность получать комплексную медицинскую помощь, восстановление и реабилитацию в одном месте, без потери драгоценного времени.

СПРАВКА

Попасть в Центр имени Сухаревой можно, записавшись на прием к врачу-психиатру амбулаторной службы. Для удобства родителей организована онлайн-запись. В сложных ситуациях, когда требуется экстренная госпитализация, прием осуществляется 24/7. Центр имени Сухаревой — научная организация, старейшее в России государственное медучреждение, помогающее детям с любыми видами нарушений ментального здоровья и развития.

Новости партнеров