Президент Союза архитекторов России Николай Шумаков: Метро украсят зимние сады и библиотеки

Архитектор Николай Шумаков считает, что нужно вводить минимальный размер жилья, а нормы жилья пора увеличивать: на одного человека требуется не менее 40 «квадратов». Фото: Алексей Орлов

В Южном округе — сплошные новоселья. В Царицыне, например, более 95 процентов жителей двух старых пятиэтажек на Ереванской улице, 10, корпус 1 и 2, определились с выбором новых квартир. Жильцы переедут в новостройку, расположенную на той же Ереванской улице, и по-прежнему будут пользоваться привычной для них инфраструктурой. Планируется, что всего в округе новые квартиры получат жители 378 хрущевок. А как жилищный вопрос будет решаться дальше? Мы беседуем с президентом Союза архитекторов России Николаем Шумаковым.

Николай Иванович, в Южном округе проблему старых пятиэтажек город успешно решает. А как быть с брежневками? Это такая же панель, маленькие кухни… Нужно ли их расселять?

Сейчас их техническое состояние успешно улучшают с помощью программы капремонта. Городскую среду в районах с брежневками модернизируют с помощью программы «Мой район». Детские и спортивные площадки, дополнительная зелень, новый асфальт. Обратите внимание на Восточное и Западное Бирюлево, где брежневок очень много. Разве по уровню благоустройства они чем-то хуже других? Однако, я думаю, через 20–30 лет брежневки тоже придется расселять: они морально и физически устареют — как сегодняшние хрущевки.

А что все-таки придет им на замену?

В этом-то и весь вопрос. Да, город по программе реновации старается строить вполне приличные дома, многие из которых, кстати, выполнены по индивидуальным проектам. И это здорово, потому что одинаковые дома создают неприятную и даже агрессивную среду. А вот то, что строят частные девелоперы на продажу, лично меня порой просто пугает. На рынке полно студий от 8 до 20 «квадратов». Это что — жилье? Нет, это кладовка. Но человек не может долго жить в таком пространстве, это небезопасно для психики! Да брежневки по сравнению с этим ужасом просто хоромы.

А что делать? Девелопер деньги зарабатывает! Если есть спрос на жилье размером чуть больше собачьей конуры, значит, он будет его строить.

Во всех странах мира, и России в том числе, строительство регулируется государством. Я думаю, нужны новые федеральные законы, которые бы вводили ограничения на минимальный размер жилья. Лично я считаю, что жилое помещение по определению не может быть меньше 40 квадратных метров. Причем в расчете на одного проживающего. У нас же социальная норма, напомню, 18 «квадратов».

ЗИЛ И БАЛКОНЫ

Николай Иванович, в Южном округе успешно застраивается промзона ЗИЛ.

Да, и это прекрасно! Мертвая территория почти в центре Москвы превращается в живую ткань города. Я рад, что застраивают комплексно: жилье, офисы, парки. Другой вопрос, что плотность застройки, на мой взгляд, очень высока.

Многим не нравится, что в Москве появляются дома без балконов. Как вам это?

Строительство домов без балконов — правильная тенденция. Я был бы рад, если бы уже в моем детстве дома без балконов строили. Ведь этот вид террасы буквально убивает внешний вид домов! Сначала жильцы его сантиметров на 30 расширяют, сделав консолечки, затем как-нибудь остекляют, рядом вешают кондиционер, закрывают все шторами и живут. Красота! Если учесть, что сам балкон в нашем мерзлом российском климате по прямому назначению никогда не используется, а превращается в кладовку, то зачем он вообще нужен? Велосипеды, что ли, хранить? Пустые трехлитровые банки? Я, как архитектор, уверен, что балкон необходимо «вводить» в квартиру. Возможно — сделав панорамное остекление, чтобы в квартире было больше света.

Странно. В Европе балконы выглядят вполне прилично. Почему у нас, как курятники?

Россия — страна небогатая. Каждый сантиметр пространства квартиры пытаемся приспособить под жизненное пространство. На многих москвичей приходится жилой площади меньше их самых минимальных потребностей. Вот и «осваиваем» все, что можно и нельзя. И лифтовой холл втихую «приватизируем», огородив железной дверью, а уж балкон сделать кладовкой — сам Бог велел! Плюс мы страна северная. Большую часть года нам, в отличие от европейцев, на балконе просто нечего делать. Так что балконы, я думаю, реально и не нужны.

ПОДЗЕМКА В НЕСКОЛЬКО УРОВНЕЙ

Николай Иванович, вы спроектировали около 40 станций метро. Каким вы видите будущее подземки?

Я думаю, метро станет многоуровневым подземным пространством — как в Гонконге, Шанхае, Париже. Там, условно, есть четыре уровня, на первом — торговля, на втором и третьем — платформы метро, а на четвертом еще что-нибудь, вплоть до публичной библиотеки. Или, как в парижском метро, подземный зимний сад: ты проезжаешь, а у тебя за стеклом сумасшедшей красоты сады, представляете? То есть метро должно быть одной из составляющих большого подземного пространства, в этом, я думаю, его блестящее будущее.

 

ДОСЬЕ

Николай Шумаков (67 лет) — советский и российский архитектор, президент Союза архитекторов России. Автор многих станций метро как в Москве, так и в других городах. К его московским работам относятся станции «Красногвардейская», «Коньково», «Теплый Стан», «Ясенево», «Битцевский парк», «Савеловская» и многие другие. Среди «наземных» проектов — Живописный мост в Москве, столичный Музей толерантности, синагога в Барвихе, Музей современного искусства на Воробьевых горах, крупнейший в Европе аэровокзальный комплекс «Внуково-1», первые в России монорельсовая транспортная система, линия легкого метро.

Новости партнеров