Лариса Ледях: Учитесь танцевать душой

18 ноября 2021 года. Балетмейстер Лариса Ледях воспитывает юных танцоров в Детском балетном театре в Культурном центре ЗИЛ

Балетмейстер Лариса Ледях готовит своих учеников к главному юбилею — 40-летию со дня создания Детского балетного театра Культурного центра ЗИЛ.

Лариса Абдуахатовна, вам повезло пройти школу настоящего русского балета. А как вы считаете, изменился ли балет сегодня?

Да, изменился. Но вначале для сравнения я вспомню о его золотом веке. Марина Семенова, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Михаил Лавровский и еще многие звезды балета Большого и Мариинского театров. Великий балетмейстер Юрий Григорович, который начинал в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова, а затем он уже переехал в Москву в Большой… Это были яркие индивидуальности. Да, эстетика была другой. Могли не так высоко поднимать до уха ногу, не были уж такими худенькими, как тростиночки. Однако требования были жесткими к технике и тогда. При этом артисты танцевали, что называется, душой, передавая глубокое содержание своей роли.

Извините, ваш супруг Геннадий Ледях, которого с нами уже нет, тоже относится к этому поколению?

Геннадий Васильевич, рожденный в настоящей сибирской деревне, мечтал с детства о профессии драматического актера. Его любовь к балету вспыхнула неожиданно. Мальчиком он пробовал себя в самодеятельности, самостоятельно научился отбивать чечетку, читал стихотворения, выступать начал по госпиталям еще во время Великой Отечественной войны. Помню, что он рассказывал и о своих номерах перед киносеансами, в прежние годы это было принято. Но когда в Новосибирске после войны объявили набор юношей в балетную труппу Театра оперы и балета, он решился пробоваться вместе с товарищами. Тогда ощущался острый дефицит именно лиц мужского пола. Его взяли уже 18-летнего, такого взрослого. В 1948 году спектакль «Доктор Айболит», в котором Геннадий Ледях станцевал Тянитолкая, выиграл Государственную премию Советского Союза. Будучи со своим театром на гастролях в Москве, Геннадий Васильевич сумел поступить в Московское хореографическое училище к знаменитому Асафу Мессереру, представителю артистической династии Мессерер-Плисецких. Он так хотел добиться успеха, что репетировал самостоятельно даже ночами. И заслужил признание на мировом уровне. Кстати, в 2019 году указом президента Российской Федерации Геннадий Васильевич был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени.

Вы хотите сказать, что сегодня с такими примерами самоотдачи в творчестве, в работе редко встретишься?

Сейчас я иногда вижу на сцене откровенный спорт. Да, они высоко поднимают ноги, хорошо отработана техника исполнения, но душа не задействована, никакого энергообмена со зрителем не происходит. Сейчас редко зал замирает и начинает словно танцевать вместе с балетной труппой. С другой стороны, классическая русская школа балета остается в мире «номером один». Ее никто не смог повторить, превзойти. Я отмечаю лишь появившиеся новомодные течения, зачастую связанные с коммерческим подходом в некоторых театрах.

Существует мнение, что балет, как и профессиональный спорт, калечит здоровье?

Неправда, долгожителей среди балетных много, и они достаточно хорошо выглядят. Был забавный случай, когда я не узнала со спины знакомую на улице, думала, что это совсем молодая женщина, а ведь ей уже исполнилось 80 лет. Балет, конечно, травмоопасен, но современные медики научились сшивать и ремонтировать балетных артистов, почти создавая их заново. Я знаю опасные примеры, когда неокрепших маленьких девочек 4–5 лет ставят на пальцы и буквально уродуют, такая нагрузка по возрасту недопустима. Я видела таких детей на конкурсах, сидя в жюри. Выработана единая методика обучения классическому танцу, которой надо следовать.

А в Детском балетном театре ЗИЛа все по-другому?

Здесь созданы уникальные условия по хореографическому воспитанию юных танцоров, предоставлены широкие возможности их творческой самореализации. Наш Детский балетный театр был создан Геннадием Ледяхом в 1982 году. Театр по сегодняшний день создает много творческих проектов. Недавно у нас прошел фестиваль современной хореографии «Меруданда онстейдж», собравший артистов со всей России. Вот 20 ноября в зале «Конструктор» у нас прошел вечер современного балета под названием «Кандинский». Мы попробовали с помощью современного танца раскрыть творчество этого художника для нашего молодого зрителя. Мы и в Московском международном Доме музыки выступаем с другими юными талантами, дружим с Международным благотворительным фондом Владимира Спивакова. К новогодним спектаклям мы уже подготовились, 18 декабря на сцене Культурного центра ЗИЛ будут показаны два наших спектакля «Щелкунчик» постановки Геннадия Ледяха. Один из них для Московского государственного дома учителя. Уже запланировано представление на 31 марта следующего года — спектакль к 140-летию Корнея Чуковского по мотивам сказок писателя и спектакль по страницам биографии Геннадия Ледяха. Приходите, будет интересно!

ДОСЬЕ

Лариса Ледях родилась в Республике Таджикистан. В 1979 году окончила Ленинградское академическое хореографическое училище имени А. Я. Вагановой с квалификацией «Артист балета». С 1979 по 1982 год работала в городе Душанбе в Театре оперы и балета имени С. Айни. В 1982 году с Геннадием Ледяхом создала Детский балетный театр на базе Дворца культуры ЗИЛ. С 1992 года руководит «Школой классического танца». Почетный работник сферы образования Российской Федерации.

Новости партнеров