Железные доказательства

5 февраля 2021 года. Андрей Гафуров после выхода на пенсию стал председателем Общественного пункта охраны порядка № 3 в Бирюлеве Восточном. Фото: Анатолий Цымбалюк

Накануне Дня защитника Отечества корреспондент «ЮГ» встретился с жителем округа, отставным оперуполномоченным, а ныне — председателем Общественного пункта охраны порядка № 3 Бирюлева Восточного Андреем Гафуровым и расспросил его о годах службы.

В Бирюлево Гафуров попал... по комсомольской путевке: с военным билетом офицера запаса после Технологического института пищевой промышленности отправился служить в милицию — оперуполномоченным по делам несовершеннолетних. И прикипел к району, к людям. Даже после выхода на пенсию продолжает помогать своим соседям.

Мы идем с Андреем Ходыевичем по Бирюлевской улице — Гафуров всегда занят и поговорить может только во время обхода вверенной территории. Мне не приходится ни о чем спрашивать — история жизни отставного полицейского сама напоминает о себе. К Гафурову обращается прохожий:

— Андрей Ходыевич, вы меня не узнаете?.. Сергей Кривошеин (имя и фамилия изменены) тепло здоровается с Гафуровым и напоминает:

— Давнее дело, в 1980-х, я еще мальчишкой был. Вы меня ночью поймали, но к ответственности не привлекли, а на путь истинный наставили. Спасибо, что не запятнали биографию. Если бы не вы, то жизнь точно сложилась бы иначе.

Гафуров улыбается в усы и жмет мужчине руку. Он всегда следовал букве и духу закона: виноват, и есть доказательства — ответишь! Но Андрей Ходыевич всегда следовал и законам человеческим.

СПАСИБО, ЧТО ПЕРЕВОСПИТАЛИ

В середине 1980-х поздно вечером молодой тогда милиционер Андрей Гафуров шел по Бирюлевской. Ходил «по гражданке», без формы — чтобы никого не спугнуть. И заметил идущего навстречу мальчика с набитыми карманами. Спросил:

— Стой, почему так поздно гуляешь? Что несешь? Тот дернулся, пытаясь убежать. Не вышло.

— Дяденька, простите, — захныкал мальчик.

Оказалось, что малец увидел машину с магнитофоном и множеством кассет. У одноклассников были магнитофоны, а у него нет… Папа пьет, денег в семью не приносит, рассказывал мальчик. Соблазн «одолжить» оказался слишком велик.

— Больше не повторится, простите, пожалуйста… — умолял парень.

Андрей вздохнул.

— Сейчас пойдешь к машине, вещи положишь обратно, — произнес строго. — Если заявления не поступит, считай, тебе повезло… Парень сделал, как сказал Гафуров. Милиционер проводил ребенка домой — и провел беседу с отцом, чтобы тот бросал пить и заботился о сыне. И потом несколько раз посещал квартиру, проверял, как живет семья.

НОЧНОЙ ПОБЕГ

Мимо корпусов 31-го дома выходим к Липецкой. Практически каждый день, вспоминает Гафуров, надо было проверять подвалы: там часто собирались подростки. Было начало 90-х. В одном из таких подвалов, в доме № 28 по Липецкой, один предприниматель оборудовал себе производство: поставил станки, что-то мастерил и продавал — как многие в то время. И однажды заметил, что замок в подвал взломан...

— Пропали отвертки, дрель, сверла, — перечислял бизнесмен в милиции, подавая заявление. — Все импортное, ущерб большой! Место преступления обследовали, сняли «пальчики».

Гафуров переговорил с жителями. Около подвала не раз замечали местного парнишку Колю Турова. Он уже попадался на мелких кражах.

Николай жил с мамой. Та заверила Гафурова, что ночью сын был дома, спал, никуда не выходил... Но в комнате подростка опер заметил на подоконнике отвертки с цветными ручками — точь-в-точь как те, что описывал обворованный бизнесмен.

— Нашел на улице по дороге домой, — заявил Николай.

— У нас другие сведения, — не согласился Гафуров и обратился к матери: — На месте происшествия оставлены отпечатки пальцев. Нужно дактилоскопировать вашего сына.

Мать согласилась: была уверена в Коле. Но... Отпечатки совпали. Николай признался: увидев, что на «его» подвал повесили замок и заняли каким-то производством, возмутился, замок сломал, инструменты забрал... Мать была в шоке: оказалось, что ночами мальчик уходил из дома — вечером делал вид, что засыпает, а потом через балкон пролезал в соседнюю пустую квартиру, выходил и шел гулять по ночному городу.

— За ту кражу Коля получил условный срок, был несовершеннолетним, — вздыхает и мрачнеет Гафуров. — Но потом... были и реальные сроки.

НОРКОВУЮ ШАПКУ НАШЛИ ПО ЗАПАХУ

14 декабря 1997 года. Андрей Гафуров . Фото: из личного архива

— А вот кражу в 1985-м раскрыли благодаря комичной случайности, — Гафуров не любит долго думать о печальном и рассказывает следующую историю.

Вечером в полиции приняли звонок на 02: обокрали квартиру в доме № 14, корпус 1, по Бирюлевской.

— Унесли весь хрусталь, золото, импортный магнитофон, бритвы одноразовые, — звучал в трубке заплаканный голос хозяйки. — Норковую шапку у мужа украли!

Ущерб — три тысячи рублей, крупная по тем временам сумма. Сообщили по всем райотделам, разослали список похищенного. А через два часа постовые заметили на Москворецком рынке похожую шапку.

Вместе с потерпевшими туда выехал Гафуров. Рассмотрели шапку. Вроде похожа. Но шапка — она и есть шапка... Как опознать? Возможный владелец шапки повертел ее в руках, а потом... прижал к лицу.

— Точно моя, одеколоном «Саша» пахнет, я им каждый день пользуюсь, — просветлел лицом. Шапку изъяли, продавца задержали, а на его квартире при обыске обнаружили одноразовые бритвы.

— Казалось бы, что необычного, всего-то бритвы, — говорит Гафуров. — Но в те времена у нас в продаже таких нигде не было, потерпевший их привез из зарубежной командировки.

Виновному ничего не оставалось, как признаться. А оперативников за то, что так быстро задержали преступника и нашли пропажу, представили к награждению.

Новости партнеров