История одного советского мальчишки

На фото труженик тыла Алексей Иванович Новиков и его супруга Нэлли Ивановна. Фото: Светлана Петрова

Когда на кону стоит судьба Родины, человек способен на самые невероятные подвиги, ставя всеобщее благо превыше своего, независимо от возраста. О тяготах работы в тылу, надеждах и стремлениях рассказал житель района Нагорный Алексей Новиков, которому в 11 лет пришлось окончательно попрощаться с детством.

Крупицы памяти

Алексей Иванович родился 25 октября 1929 года в селе Сергиевское Первое Красненского района Орловской области. В поселок Обираловка семья Новиковых переехала в 1933 году — за шесть лет до того, как его переименовали в город Железнодорожный Московской области.

— Из довоенного периода жизни уже конечно мало чего вспомню — как обычно бывает, только какие-то фрагменты. И о родителях своих мало чего уже расскажу, но все-таки знаю, что мой отец, Новиков Иван Андреевич много работал, не прям чтобы в Кремле, но рядом: елки сажал! В общем, жили мы, как и все обычные советские семьи.

Домой глава семейства Новиковых возвращался поздно вечером. Мать Евдокия Мартыновна много трудилась на заводе по производству военной техники, поэтому порой возвращалась позже мужа.

— Еще помню в 1939 году, я тогда в школе учился, так вот, мы сидели на уроке, к нам в класс вошла наша учительница и сообщила, что умерла жена Ленина — Крупская. Не знаю почему, но настолько отчетливо запомнил этот момент, — ухмыляется Алексей Иванович.

Когда пришла война, ему было всего 11 лет. Как и у всей детворы Советского Союза, мысли тогда еще Алеши занимала беготня во дворе, да любимая игра «Казаки-разбойники».

— А о начале войны я узнал по радио. Вячеслав Молотов обратился к народу. Для нас это стало неожиданностью, потому что тогда почти никто из высших чинов страны не выступал. На стене висела круглая тарелка — репродуктор. Мы стояли, внимательно слушали, и вот он объявил: «Началась война».

Тогда еще совсем юный Алеша не осознавал всего ужаса происходящего.

— Ну вот сказали по радио, что наши солдаты воюют, а как воюют? Что это такое? — почем я мог знать. Ощущение было неприятное, все что я знал — это не «Казаки-разбойники», там будут убивать взаправду. Стало жутко.

Перед уходом на фронт в 1941 году отец отвез Алешу к больной крестной, чтобы мальчик помогал ей по хозяйству.

— Потом отец как-то в начале августа мне сказал: «Твоя крестная там, в деревне, ее муж ушел на фронт – она одна осталась. А у нее хозяйство — куры, индейки. Так что давай. Она твоя крестная, собирайся и поедешь — будешь помогать», — со вздохом произнес Алексей Иванович, — «А я, — говорит мне папа, — как только тебя провожу, уйду на фронт». После этого разговора отец отвез меня к ней в село Яблонева голова. Было страшно, но я понимал, что так надо.

В разгар войны семье просто прислали листок: Иван Новиков пропал без вести. И лишь многим позже Алексей Иванович узнал, что его отец погиб под Смоленском в 1943 году, освобождая город от нацистов.

Прощай, детство

На фото Алексей Иванович Новиков. Фото: личный архив

Так, закончилась спокойная и беззаботная жизнь мальчика и начались трудовые будни вдали от родителей и друзей. Сельская жизнь резко отличалась от городской. Ежедневно Алеше приходилось в непростых условиях выносить тяжелые физические нагрузки.

— Освещения там не было, за водой с коромыслами мы ходили в овраг, там ключ был. Тетушка моя спала на русской печке, я рядом — на сундуке. Печку зимой топили соломой, потому что леса рядом не было.

Наш герой вспомнил забавный случай. Однажды тетушка попросила его сварить картошку для кур, мальчик так и сделал, но не рассчитал количество воды.

— Еда загорелась, и крестная начала ругаться, правда, я от нее убежал.

Несмотря на совсем нежный возраст в жизни Леши начался тяжелый период жизни в колхозе. В небольшом селе и до войны было немного людей, а после того, как мужчины ушли на фронт, остались лишь женщины, дети и пожилые. В 1942 году всех мальчишек села созвал председатель и объяснил, что, после ухода добровольцев на войну, в колхозе не хватает людей.

— И он прям так и спросил: «Кто будет работать на полях?». Мы сидим молчим. А он снова: «Я вас спрашиваю, кто будет работать, чтобы мы были тоже живы и накормлены?». Нам ничего не осталось, кроме как ответить: «Мы». Еще председатель грозно так сказал: «И чтобы трудились по-честному! Не отвиливали, не собирались стаями, а работали отдельно, все как должно быть — как работали отцы, как работали ваши матери».

Председатель колхоза был строгим мужчиной, ему подчинялись безусловно все, не только мальчишки.

— Что там! Мы его боялись. Поэтому я выполнял все его приказания сразу. Сеял рожь, пахал землю. Что еще делал? Лошадей водил. Ночью на поле там, чтобы они тоже питались. Мы, пацаны, старались работать. В другой раз вечером придешь уставший, страшно уставший, там очень тяжело пахать, еле ноги плетешь вечером, какой там гуляли…

Заметят — убегай

Прожив пару лет в селе вдали от своей семьи, юный Алеша так сильно заскучал по матери, что был готов на побег. И это случилось в 1943 году. В то время из колхоза нельзя было просто взять и уехать, но мальчику повезло — к ним приехали городские жители, согласившиеся тайно подвезти его.

Несмотря на риск быть пойманным и наказанным, по условиям военного времени, 13-летний подросток пошел на этот непростой шаг.

— Из Москвы приехали люди, чтобы обменять одежду на хлеб. К ним подошла моя тетушка и попросила, чтобы они забрали меня с собой. Ей не отказали в просьбе, но с условием, чтобы я спрятался в тележке с хлебом под брезентом. И сказали: «Если нас где-то остановят и задержат, убегай в противоположную сторону». Мы проехали немного, когда нас остановили и устроили проверку. Я сделал так, как мне было велено, — выпрыгнул и убежал в другую сторону. Потом уже понял, что нас остановили возле Подольска. Там я уже сел на электричку и приехал в Москву к матери.

На двоих 600 грамм хлеба в день

После возвращения в столицу жизнь Алеши не стала проще.

— Мать тогда работала на заводе и получала хлебную карточку, по которой было положено 600 грамм хлеба. Правда надо признаться, хлеб был — одно название, какой-то тугой, непонятный, как картошка что ли… Так вот, день-два я поголодал, а потом мама предложила устроить меня на тот же завод, на котором работала она. 

Поначалу Алеша работал подмастерьем токаря, а потом уже самостоятельно. Путь до работы оказался неблизким.

— Завод располагался в Таганском районе, а я жил в Железнодорожном. Ехать оттуда на работу приходилось с пересадкой: сначала на электричке доезжал до Курского вокзала, а потом покупал билет на трамвай №20. В общей сложности, дорога туда-обратно занимала у меня три часа.

Работа на заводе была посменной: утренняя и ночная. Трудовой день длился 12 часов и все это время мальчик стоял у станка и вырезал детали для оружия Красной Армии.

— Я был невысоким и до оборудования не доставал. Поэтому, чтобы работать, я подкладывал деревянный настил и надевал брезентовые сапоги. Нам не разрешалось опаздывать, еще хуже, испортить деталь — расстрел. Конечно, было страшно, поэтому никогда не халтурил.

Долгожданная Победа

«Великая Отечественная война, которую вел Советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершилась. Германия полностью разгромлена».

— Победу мы встретили с большим восторгом. Помню в тот день я был на заводе, на смене. Совершенно неожиданно по радио передали: «Мы победили!». Конечно работа встала. Все повыключали свои станки. Эту радость не описать словами — все обнимали друг друга и громко поздравляли. Многие даже плакали от радости, а кто-то пустился в пляс, просто так, без музыки. Ликование, казалось, длилось бесконечно, оно переполняло душу каждого настолько, что даже дорабатывать смену не стали.

Когда закончилась война

На фото Алексей Новиков. Фото: личный архив

Страшное время осталось позади, пришла пора возвращаться к обычной жизни. После завершения войны Алексей продолжил работать на заводе. Юноша мечтал вернуться к учебе. Но в стране была разруха и мастер не отпустил его. Тогда 15‑летний подросток стал совмещать работу и учебу.

— В начале сентября опять пошел в школу и меня приняли в 6 класс. И вот так я доучился до ноября, пока однажды не задремал на уроке немецкого.

Алексея отправили к директору на выговор, но с юношей поступили иначе.

— Руководитель школы заметил у меня на груди колодку и спросил, где меня наградили и за какие заслуги. Я честно ответил ему, что у меня есть медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», которую мне дали на заводе, но я стеснялся ее надевать. Тогда он спросил: «А ты что там работал?, — на что я ответил — Да, и сейчас работаю!». Он тогда удивился и поинтересовался: «Как работаешь? Ты же учишься, —  на что я возразил, — Нет, я учусь и работаю».

После этого разговора, как потом узнал Алексей, директор попросил у вышестоящего руководства освободить ученика от работы. Учеба продлилась недолго. После 7 класса наступил призывной период.

— Я служил на флоте пять лет, до 1953 года. Поначалу мне не очень понравилось, было сложно, но потом втянулся, привык. И к качке на палубе тоже привыкаешь. Так и дослужился я почти до офицера. Даже фотокарточка сохранилась. Бывает смотрю на нее и вспоминаю то время.

Алексей служил на Балтийском флоте, подчинялся замполиту и должен был поехать учиться на офицера. Молодой человек уже подал документы, но в последний момент передумал. После пяти лет службы желание вернуться домой оказалось сильнее, чем перспектива военной карьеры.

Сам ее нашел

На фото Нэля Новикова. Фото: архив Новиковых

После возвращения из армии Алексей в 24 года снова пошел в школу в 8 класс. Получив среднее образование, молодой человек поступил в Московский институт народного хозяйства имени Георгия Плеханова. После завершения учебы, он устроился работать в Министерство среднего машиностроения. Там всем рабочим один раз в год полагается отпуск.

Он часто ездил в Бердянск, где жил его двоюродный брат, чтобы отдохнуть. В одну из таких поездок он встретил любовь всей своей жизни.

— Там я познакомился с будущей женой Нэлей. Мы долго гуляли, и в один вечер я понял, что она мне очень нравится, да и я ей вроде тоже. Мы стали переписываться, а потом я к ней приехал.

Любовь заставляет человека принимать спонтанные решения. И порой именно они становятся залогом простого человеческого счастья.

— Я четко помню, когда я пришел к Нэле, ее бабуся сказала нам: «Деточки, возьмите паспорта и распишитесь, что вы так просто ходите». А мы взяли и расписали.

Влюбленный молодой человек поделился радостным событием с братом.

— В этот день мы собрались: я, Нэля, брат и его супруга. Во время застолья он мне сказал, что хотел давно уже нас познакомить с моей теперь уже женой. А вон как получилось — я сам ее нашел. Вот так и живем до сих пор. В этом году 65 лет как вместе.

Жизнь Алексея Ивановича не была простой: война забрала у него отца и детство. Слишком рано ему пришлось повзрослеть, но война не сломала, а лишь закалила его. Несмотря ни на что, Алексей Иванович смог воплотить свои мечты в реальность: он счастлив со своей женой, детьми и внуками, они вместе наслаждаются жизнью и строят планы на будущее.

Война это страшное и жестокое испытание. Судьба Алеши — это судьба многих детей того времени. Юные горячие сердца не жалели себя ни в тылу, ни на фронте. Смелость, стойкость и храбрость простых советских мальчишек и девчонок стали огромным шагом на тернистом пути к такой важной Победе.