Война глазами художников: выставка работ современных авторов открылась в галерее «Нагорная»
Великой Отечественной войне посвящено множество произведений искусства. Современные авторы не обходят эту тему стороной и выражают эмоции через свои произведения. Скульпторы посвящают войне символичные памятники, установленные на местах сражений, а художники пишут картины под впечатлением от страшных событий прошлого века.
Галерея «Нагорная» Объединения «Выставочные залы Москвы» 22 апреля приняла у себя произведения современных авторов, посвященные Дню Победы. На экспозиции представлены уникальные работы, как правило, скрытые от глаз и внимания широкой публики. Это и всевозможные металлические скульптуры, реконструирующие реальные события Великой Отечественной войны, и картины, отображающие эмоции людей, вставших на защиту Родины. Корреспондент сайта газеты «Южные горизонты» Наталья Бурняшева вместе с куратором выставки Эдуардом Люшиным осмотрела экспозицию и поделилась своими впечатлениями.
Эта выставка, прежде всего, уникальна потому, что на ней представлены работы, которые в основное время находятся в фондах Всероссийского государственного института кинематографии имени Сергея Герасимова на Художественном факультете. Даже во время вернисажа некоторые преподаватели, рассматривая картины, говорили, что какие-то работы им ранее не встречались.
Во время подготовки экспозиции сотрудники галереи старались выбрать картины, на которых изображены крупные батальные сцены. В первую очередь они хотели показать посетителям жизнь отдельно взятых людей во время войны, а не только реконструкции боевых действий. Для выставки выбрали картины 20 авторов, среди которых есть студенты и преподаватели Художественного факультета.
Быт войны
Знакомство с экспозицией начинается в центральном зале галереи, через который можно попасть во все остальные помещения.
— Мы хотели показать военный и послевоенный быт людей, их переживания. Я думаю, нам удалось осуществить задуманное, — признается Эдуард Люшин.
Художница Екатерина Иванова-Горкина в своей картине «Завтра на фронт. В начале войны» обращает внимание на переживания простых людей, жизнь которых изменилась с приходом войны. Она показывает неподдельные эмоции девушек, которые будто еще вчера даже не предполагали, что им придется взять в руки оружие. Художница не изобразила четкие лица, однако это не мешает увидеть в них страх. Картина находится в самом сердце выставки и сразу приковывает к себе внимание.
— В этой работе изображены молодые девушки-школьницы. Они попали в больницу, и офицер показывает им, как правильно обращаться с оружием, — поясняет Эдуард Люшин.
Девушки внимательно и с опаской рассматривают то, с чем ранее никогда не сталкивались. Сейчас им приходится соприкасаться с оружием лично.
Далее экспозиция продолжается в соседнем зале, где представлены картины по мотивам известных литературных произведений, посвященных событиям Великой Отечественной войны.
— Как правило, студентам Всероссийского государственного института кинематографии имени Сергея Герасимова дают задание иллюстрировать какое-либо произведение и, конечно, одна из самых ярких тем — это события Великой Отечественной войны, — отмечает Эдуард Люшин.
Так, в иллюстрациях Марии Лучкиной появляются герои поэмы Александра Твардовского «Василий Теркин». Произведение, посвященное вымышленному герою, солдату Великой Отечественной войны, начали печать в 1942 году на страницах газеты, а закончили в победном 1945. Поэма сразу получила народное признание.
— Все художники творят с душой, через свои впечатления, воспоминания, свое отношение к тому или иному произведению. Каждый автор выдает свой уникальный материал, — поясняет Эдуард Люшин.
Берлинские этюды
В самом дальнем зале представлены десять картин, написанных в 1945 году Борисом Неменским в послевоенном Берлине.
— Он до сих пор преподает во ВГИКе. Борису Неменскому уже 99 лет, в следующем году у него будет юбилей, — рассказывает Эдуард Люшин. — Борис Неменский был военным корреспондентом и прошел войну от начала и до конца. Он дошел до Берлина и уже после того, как подняли Знамя Победы над Рейхстагом, сделал серию работ, которые посвящены городу, его архитектуре и окрестностям. Здесь посетители смогут увидеть послевоенный Берлин глазами самого художника, — рассказывает Эдуард Люшин.
На выходе из дальнего зала представлены костюмы военнослужащих времен Великой Отечественной войны. Их для экспозиции из своей личной коллекции специально предоставил Сергей Прищепа — преподаватель ВГИКа и консультант на киностудии «Мосфильм».
— Он бывший военный и хорошо знает эту кухню изнутри, различает все костюмы у офицеров и простых солдат и, соответственно, использует личный опыт для создания максимально идентичной формы, — поясняет куратор выставки.
Сергею Прищепе удалось воссоздать форму старшего политрука артиллерии или танковых войск и снаряжение образца 1935 года. В комплект формы рядового стрелковых войск образца 1943 года входят: шапка-ушанка, телогрейка, гимнастерка, шаровары, поясной ремень, а также сумка для боеприпасов.
Именно в этом костюме актер Юрий Борисов сыграл главного героя в фильме «Калашников».
В ходе экскурсии в разных местах выставки можно увидеть массивные металлические скульптуры. Их галерее предоставили мастера из «Союза кузнецов России» — межрегионального общественного объединения.
— Художники очень тонко чувствуют материал (металл) и события Великой Отечественной войны, благодаря этому скульптуры вышли очень эмоциональными и впечатляющими, — делится Эдуард Люшин.
Работа «Журавли», созданная скульптором Виктором Сливкой, кажется совсем невесомой: выкованный журавль взлетает над вечным огнем, взмахивая своими крыльями. Недалеко от него находится реконструкция самого знакового момента, ознаменовавшего конец войны – водружение Знамени Победы над Рейхстагом. Эту работу создал скульптор из Московской области Владимир Тюнягин.
В июле 1945 года легендарный снимок водружения Знамени Победы сделал фотокорреспондент Евгений Халдей. К съемке фотограф готовился заранее, он хранил в своем вещмешке целых три красных знамени. Первое установили на крыше аэродрома «Темпельхоф», второе — на Бранденбургских воротах, а третье — над Рейхстагом.
Страницы страха
Экскурсия завершается просмотром выпускных анимационных работ студентов ВГИКа, посвященных Великой Отечественной войне.
В своей выпускной анимационной работе «Страницы страха» Дина Великовская знакомит зрителя с девочкой, которая играет с книгами. Она вырывает несколько страниц, после чего попадает в исторические события, которые описаны на этих «страницах страха». Главная героиня видит военных и страшные картины геноцида огромного числа людей. Она узнает хронологию событий Великой Отечественной войны, видит заложников и жертв захватчиков и в этот момент испытывает жуткий страх. К счастью для девочки, все это оказывается сном, откуда она вынесла важный урок — помнить историю защитников Родины.
И, если для маленькой героини сон остался таковым, то для десятков миллионов граждан Советского Союза война оказалось реальностью. Выставка в галерее «Нагорная» заставляет вспомнить судьбы тех, кто навсегда остался в истории нашего народа. Она невольно порождает ощущение соприкосновения с событиями прошлых лет, где герои художников делятся своим страхом, отчаянием, моментами радости и счастья, переполняющими их после Победы.
Побывать здесь, в «Нагорной», стоит хотя бы за тем, чтобы увидеть глазами очевидца послевоенный Берлин, прочувствовать эмоции героев иллюстраций и литературы, вместе создающих объемную картину событий Великой Отечественной войны.