Память о годах войны: познавательная прогулка с историком по югу столицы
Отголоски Великой Отечественной войны из года в год напоминают о себе. Мы слышим их в любимых песнях, узнаем в историях от тех, кто стал невольным свидетелем или участником событий минувших лет, храним в, потертых временем, снимках в семейных фотоальбомах. На площадях и улицах, в парках и дворах жилых кварталов каждого города нашей огромной страны есть памятники погибшим солдатам, проявившим мужество при защите Родины. Сохранились и остатки оборонительных укреплений в местах, о которых мало кто знает...
Корреспондент сайта газеты «Южные горизонты» встретился с кандидатом исторических наук, преподавателем Московского государственного областного университета Сергеем Малышкиным, чтобы найти свидетельства защиты Москвы. И не где-нибудь, а именно на улицах Южного округа.
Давайте попробуем представить привычные нашему взгляду улицы города, какие они? Широкие шоссе, многоэтажки, а жители мегаполиса постоянно куда-то спешат. У нас есть все для спокойной, размеренной и интересной жизни. Но осенью 1941 года все было иначе. Не было ни широких чистых дорог, ни такой плотной застройки, ни спокойствия и размеренности.
— 6 октября 1941 года немцы окружили весь советский Западный фронт под Вязьмой, и ситуация оказалась крайне тяжелой. По всей дороге — от Вязьмы до Москвы — располагались советские тыловые части, резервные и учебные полки. Удержать немцев помогло только мужество и стойкость солдат Красной армии. До центра города враги не дошли, — рассказывает Сергей Малышкин перед началом прогулки.
Московская зона обороны — начало создания
В октябре 1941 года Ставка Верховного главнокомандования стала перебрасывать воинские соединения. Все возможные усилия Московской партийной организации были нацелены на создание новой линии обороны. Тогда перевели все истребительные батальоны столицы и области, рабочие сформировали пять Московских стрелковых дивизий.
— Москву нужно было защитить любой ценой. Для этого советское военное руководство решило создать новую зону обороны. Она состояла из трех линий. Первая и самая дальняя располагалась за 15-20 километров от города. На нашем — Южном направлении — в сторону Подольска. Вторая главная линия начиналась от Химкинского и Клязьменского водохранилищ на севере и шла полукружьем вокруг столицы через Кунцево почти до Люберец. Ее окончание сегодня можно увидеть на картах, где проходит Московская окружная железная дорога. Последняя линия была у самого города и являлась рубежом обороны. Она также состояла из трех линий: первая шла по границе той Москвы, сейчас это Московское центральное кольцо. Вторая линия — по Садовому кольцу, и третья — бульварное кольцо, — отмечает историк.
На улицах бушевал хаос: шла эвакуация населения, а наспех сформированные дивизии добровольцев занимали линии обороны. Летом 1941 года удалось собрать 12 Московских стрелковых дивизий народного ополчения, которые сражались в основном под Ельней и Дорогобушем.
— Позднее, когда наводили порядок в архивах, числа дивизий перепутали. Все делалось в такой спешке, что думать о достоверности документов для предков было некогда. Да и не этим люди занимаются на войне. Срочно создавая зону обороны, часто менялись военные части, а также подходили новые соединения. Все осенние дивизии носили звание Московская стрелковая, — поясняет Сергей Малышкин.
Например, третья дивизия состояла из комсомольцев и коммунистов. Солдаты этого соединения защищали самый опасный участок — Ленинградское шоссе. В случае прорыва немцев они должны были встретить их пулеметами и боевыми машинами «Катюша» на улицах города и на ближних подступах.
Ситуация накалялась с каждым днем. Тула почти вся была окружена, Серпухов висел на волоске, а возможный прорыв немцев в южном направлении сегодняшней Профсоюзной улицы и выход на современный Ленинский проспект и Варшавское шоссе стали бы катастрофой. В ноябре-октябре у немцев не было сил наступать, они двигались только вдоль шоссе. Именно поэтому на тот момент командующий Западным фронтом Георгий Константинович Жуков распределил имеющиеся силы и сосредоточил артиллерийские бригады и противотанковые ежи у дорог, одной из которых и стало Варшавское шоссе. Удержать сплошной фронт было почти невозможно. Для этого не хватило бы ни людей, ни техники.
По следам главная оборонительной линии столицы
Найти следы войны можно либо случайно, либо зная точное расположение сохранившихся укреплений.
Во время прогулки по югу столицы историк показал несколько мест, которые хранят в себе память о событиях тех лет. Было решено начать маршрут с Парка 30-летия Победы, который расположен между станциями метро «Южная» и «Пражская», в районе Чертаново Центральное. Там Сергей Малышкин показал одну из немногих сохранившихся долговременных огневых точек.
Тогда, в начале октября 1941 года, нынешняя станция метро «Южная» была близко расположена к Варшавскому шоссе. Дорогу обороняли от немцев всеми силами, а вглубь линии обороны тянулись окопы. Жители города сами рыли траншеи, противотанковые рвы и создавали отсечные полосы. В этой работе были задействованы 50 000 москвичей. Среди них были как мирные жители, так и военные. Территорию главной линии обороны заполнили бетонными колпаками. Они предназначались для пулеметного огня.
— В 1970-х годах во время застройки территории ветераны войны организовали для жителей и пионеров субботники. На месте бывших неудобий установили мемориал и посадили деревья. После, не без помощи власти, привезли артиллерийские орудия, — рассказал Сергей Малышкин.
Парк на 30 годовщину Победы организовали вокруг бетонного ДОТа, который и стал первым памятником в нем.
Позднее, ко Дню Победы в парке привели в порядок танк Т-64А 1974 года выпуска, советскую зенитную пушку 52-К и немецкое противотанковое орудие PaK 40. Все помыли и покрасили. Сохранившийся до наших дней бетонный ДОТ спрятан со стороны главного входа за стелой «Вечная память погибшим воинам ВОВ 1941-1945» и панно с барельефом. В период с лета 1941 по январь 1942 годов московские метростроители на подступах к столице возвели несколько тысяч подобных бетонных укреплений.
— Мы находимся перед пулеметом, который выходит из этой щели. Она предназначена для прострела пространства, — объяснил Сергей Малышкин. — Скорее всего ДОТ был установлен лицом к главной линии обороны, а за ним уже шли глубокие траншеи, по которым спокойно мог пройти человек. Внутри укрепления располагались пулеметчик и его запасной. Отсюда вели огонь и круглосуточное наблюдение.
Вначале войны за этим колпаком тянулись длинные многочисленные траншеи и рвы. А десятки других бетонных укреплений были разбросаны вдоль главной дороги, по которой пытались прорваться немцы. Солдаты, находящиеся под ДОТами с пулеметами, должны были первыми встретить противника.
Трудно даже представить, что вместо толстого слоя бетона дорог, жилых кварталов здесь, на этом месте, во время войны на много километров тянулись окопы. Глубокие и узкие.
Прошлое соединяется с настоящим в жилых дворах
От Парка 30-летия Победы мы отправились к станции метро «Южная», а оттуда — вдоль Кировоградской улицы. Там, между домами, около детской площадки можно увидеть памятник погибшим советским летчикам — командиру Юрию Тихомирову, штурману Алексею Ончурову и стрелку-радисту Павлу Вороне. Это еще одно подтверждение того, что солдаты держали оборону столицы в 1941 году.
Историк рассказал, что останки экипажа 173-го истребительного авиаполка, членами которого были эти летчики, нашли в котловане при строительстве домов. Самолет был подбит в воздушном бою под Подольском, но упал только в районе главной линии обороны — возле аэродрома 77 авиационного полка.
— Точное расположение еще нужно уточнять, а для этого требуется поднять информацию из архивов. Известно, что таких аэродромов было несколько. Так как не хватало бензина и керосина, летчики не базировались на ближних к фронту аэродрому, — рассказал историк.
Памятник летчикам соседствует с детской площадкой. Дети каждый день идут в школу мимо мемориала.
Кроме траншей, аэродромов и ДОТов, на линии обороны также располагались позиции артиллерии и пулеметные гнезда. Сохранившиеся зенитные батареи еще можно найти в Битцевском парке, как и остатки землянок и укреплений. Это связано с тем, что массовая застройка жилыми домами и школами не коснулась парковой зоны.
Так, оборонительные укрепления и военные части остались с 1941-1943 годов до Курской битвы. Предполагалось, что немцы могут опять перейти в наступление. После воинские части перебросили на запад и все ДОТы, как и все другие укрепления, остались в глубоком тылу. Да и времени не было об этом думать, впереди было еще два года войны.
Не все удалось сохранить
По словам Сергея Малышкина, жители города сделали многое для сохранения памяти о Великой Отечественной войне. В период 1960-70-х годов в учебных заведениях создавали музеи. Среди экспонатов — награды ветеранов, личные дневники и не только. Однако, в период перестройки с 1985 по 1991 годы почти все архивные материалы и предметы были уничтожены, но во многих школах свидетельства войны удалось сохранить.
Сейчас в музеях учебных заведений открыты тематические выставки, на которых продемонстрированы различные атрибуты войны. Например, в школе №504 работает Военно-краеведческий музей «Из прошлого в будущее». Экспозицию образовательного комплекса открыли в 1985 году. В музее хранятся экспонаты, относящиеся к периоду Великой Отечественной войны. Вещи прошлого приносили для будущих выставок педагоги, ученики, местные жители, а также ветераны войны. Интерес у экскурсантов вызывают экспонаты, переданные поисковиками: немецкая осветительная бомба, диски ручного пулемета Василия Дегтярева, ящики для переноски мин, большая коллекция гильз разных калибров. Этот школьный музей связывает своих юных посетителей с прошлым и через исследование версий о происхождении деревни Аннино.
С 1917 года на карте появились новые и более мелкие районы столицы. По словам историка, это было сделано с целью разрушить связь между московскими партийными организациями. А Южный округ в период Великой Отечественной был Ленинским районом.
Московская зона обороны еще требует своих исследователей. Воссоздать полную картину спустя столько лет уже практически невозможно, но у историков есть шанс восстановить события минувших лет, сравнив карты, подняв архивы и создав каталог укреплений.
Увидеть — значить поверить
За 77 лет в столице следы обороны почти исчезли. Местами, на улицах, остались отдельные доказательства того, что солдаты защищали Москву.
В Южном административном округе много памятников и мемориалов, которые напоминают о героях и событиях 1941-1945 годов. Увидеть ДОТы, остатки землянок и следы окопов можно в Битцевском лесу. По одному бетонному укреплению осталось и на Варшавском и Калужском шоссе. Еще от вышеупомянутых мест можно прогуляться до архитектурной композиции «Ветеранам Великой Отечественной войны от благодарных потомков», а оттуда до памятника советского татарского поэта, журналиста и военного корреспондента Мусы Джалиля. Точки, которые напрямую связаны и историей нашей страны, есть. Их нужно только заметить.