Кино живет крупным планом
Производство фильмов — исключительно сложный, запутанный, но и очень творческий процесс. Немногие получают доступ к изнанке киноиндустрии, но молодые таланты всегда пробивают себе путь. Корреспондент «ЮГ» понаблюдал, как студенты Колледжа декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже проходят практику на Киностудии имени Максима Горького.
Сейчас на студии стажируются трое студентов третьего курса по направлению «художник по костюму»: Виктория Мозгалева, Айша Агавердиева и Дарья Медведева. Для них практика открыла дверь в совершенно новый мир, ведь придумать и сшить костюм — это только половина дела: хорошему специалисту важно уметь работать и с уже имеющимся инвентарем.
— Моя мама меня многому научила: готовить, убирать, вести хозяйство и, конечно же, шить, ведь она по профессии портниха. Для меня сшить платье не представляет трудностей, — рассказала Виктория Мозгалева. — Но вот работать с оригинальными историческими костюмами мне раньше не приходилось. На практике я узнала много нового: особенности работы художника по костюму на съемочной площадке, специальные правила хранения и ремонта «вещей с историей», например офицерского мундира или бального платья начала XIX века. Есть много нюансов и тонкостей работы: например, как белый воротник сделать именно белоснежным в киносвете или как не допустить, чтобы жемчуг бликовал. Кино живет крупным планом — именно поэтому костюмеры скрупулезно, до мельчайших деталей воссоздают историческую отделку платьев и костюмов, вплоть до запонок и крючков.
Еще, как рассказали на киностудии, костюмы бывают разной ценности — например, имитация для актеров второго плана, издали очень похожая на исторические платья, но вблизи — достаточно простенькая имитация. Такие костюмы можно и пачкать, и мять, и вообще не жалеть. А есть и настоящие реликвии, Например, мундир легендарного советского разведчика Штирлица из известного всем фильма «17 мгновений весны» или очень старые костюмы из самых первых фильмов — они хранятся отдельно, и студенты под присмотром опытных мастеров их могут лишь изучить. Для каждой эпохи — соответствующие материалы, утюги, пуговицы и даже специфические способы носки.
Показали студентам и уникальный костюм из узорной бархатной парчи XIX — начала XX веков лимонного цвета, с тканью, прошитой золотыми нитями. Он использовался в кинофильме «Огонь, вода и медные трубы». Его создала художник по костюмам Софья Войтенко, а носил его Валентин Брылеев в роли придворного Царства лести. Отделан он плюшем, металлизированным позументом и тесьмой, дробницами, имитацией жемчуга, а подкладка сделана из хлопчатобумажного сатина. Даже сегодня этот наряд смотрится очень дорого.
— Тут огромное количество костюмов самых разных эпох, — поделилась практикантка Айша Агавердиева. — На киностудии я поняла, сколько всего еще не знаю. Именно поэтому совсем не хочется, чтобы практика заканчивалась. Я пока не уверена, хочу ли после выпуска работать на студии, но то, что я тут увидела, меня сразу вдохновило настолько, что захотелось открыть свое ателье.
Естественно, что за три коротких летних месяца стать настоящим профессионалом не выйдет, но вот серьезно улучшить уже полученные за три года в колледже навыки вполне можно.
— Мы сортируем одежду, приводим ее в порядок перед съемками, знакомимся с технологиями ремонта нарядов. И очень надеемся, что к концу практики перейдем к работе на съемочной площадке, — добавила Айша Агавердиева. — Самое большое впечатление на меня произвела шапка Мономаха, особенно ее сложность как реквизита.
КСТАТИ
В советские времена художники по костюмам выкупали исторически ценную одежду, чтобы сохранить ее для будущих фильмов. Иногда они специально выписывали к себе на картину антикварные костюмы, чтобы обеспечить безопасное хранение в костюмерных. Так, стараниями художника по костюмам Якова Ривоша на общем студийном складе в 1963 году появились «секретные» ящики, где хранились особо ценные костюмы. Вначале 1990-х годов благодаря еще одному известному художнику по костюмам Элеоноре Маклаковой на киностудии появился музей костюма. Сегодня в не муже более 500 костюмов.
В ТЕМУ
Художники по костюмам — настоящие фанаты своего дела. Однажды знаменитый художник Киностудии имени М. Горького Яков Ривоштак увлекся поисками подлинной пуговицы для мундира одного из героев фильма, что пропустил начало съемок с участием актера.