Коллекционер Илья Сорокин: Любовь к старым автомобилям подобна вирусу

На минувших выходных завершилась 32-я выставка антикварного транспорта «Олдтаймер-Галерея». Ее руководителем выступил Илья Сорокин — знаковая фигура в современном движении автомотостарины. Его знают как главного организатора и вдохновителя выставок автомотостарины, которые проводятся уже 20 лет. Житель Южного округа, Илья с ранних лет «заболел» мотостариной.
Юность его пришлась как раз на конец 1980-х годов, когда в СССР появилось движение любителей автомотостарины. Вместе с братом они, после становления новой России, наладили выпуск качественного отечественного автоинструмента, но потом их пути разошлись. Илья увлекся не «прикладной» частью, а именно историей, стал редактором журнала про автомобили для коллекционеров и любителей техники.
— Есть люди, которые собирают машины своего года рождения, есть коллекционеры военных автомобилей, пикапов, «Волг» и так далее. Это люди увлеченные, и им помогают реставраторы. Я считаю, что олдтаймер — это такой вирус, который поражает человека, и он начинает «болеть» — все свое свободное время тратить на восстановление старинных машин, их поиск, чтобы потом гордо прокатить на нем любимую девушку, женщину или всю семью! — рассказывает Илья Сорокин, сидя в сияющей черным лаком редчайшей «Волге» ГАЗ-23. Это авто — секретное задание советских конструкторов 1960-х годов.
— Больших начальников тогда возили на огромных «Чайках» ГАЗ-13 и еще более громадных лимузинах марки «ЗиЛ». А как же охрана? Стандартная «Волга» ГАЗ-21 для «гонялок» не годилась — у нее стоял двигатель с четырьмя цилиндрами, за «Чайкой» с ее восемью не угнаться… И тогда перед конструкторами поставили задачу: сделать машину мощной, но внешне не отличимой! И они справились — «воткнули» под капот «Волги» двигатель от «Чайки», установили автоматическую трансмиссию (но с переключением на руле — как у стандартной «Волги»), а две выхлопные трубы «Чайки» соединили в одну. Таких машин было выпущено не более семисот — а вот сохранилась только одна! — продолжает Илья.
Но что такое настоящий олтдаймер?

— Реставраторы — особые люди, и не надо их путать с ремонтниками, которые иногда делают «колхоз», — грустно произносит Сорокин, глядя на проезжающую мимо выставки «Волгу» ГАЗ-21, покрашенную в ярко-красный металлик и с золотыми дисками.
— Колхоз — это литые диски на «Волге» ГАЗ-21 или кожаный салон на ГАЗ М-1, все, что превращает машину в какое-то непонятное чудо-юдо, каким оно никогда не было. Машину надо восстанавливать именно такой, какой она была выпущена с завода! — уверен он. Ценится и родная краска, и чтобы все детали были тоже настоящими. На поиск запчастей иногда уходят годы.
— Есть машины, которые «при жизни» стоили дешево, а сейчас немыслимо «подросли». Например, мотоцикл с коляской, на котором ездили Трус, Балбес и Бывалый, в 1960-е стоил дешево, даже бесплатно выдавался инвалидам. А сейчас — раритет, и цена комплектной «моргуновки» (так окрестили ее по фамилии актера Евгения Моргунова. — «ЮГ») — более миллиона рублей! Или легендарная «Победа» М20: кабриолет стоил дешевле на 500 рублей, чем машина с цельной крышей. А сейчас стоимость кабриолета раз в десять выше обычной «Победы» — потому что их осталось совсем мало, — рассказывает Сорокин.
По его мнению, движение любителей старины держится на ностальгии.
— Человек хочет воссоздать такой образ, какой запомнился с детства. Чтобы несколько раз в год выкатить машину из гаража и «выгулять». Многие стараются и внутри машины воссоздать атмосферу многолетней давности — ставят песни тех лет, находят костюмы, аксессуары, детей одевают по моде того времени, и все это становится событием — как для семьи, так и для восторженных зрителей. Это преемственность поколений, — уверен Илья.
Самый интересный автомобиль, с точки зрения коллекционера, — ГАЗ-21 «Волга». И она, конечно, очень красивая. Выставки Ильи Сорокина — тоже не просто выставленные в один ряд машины. На недавно прошедшей экспозиции «гвоздем» были автомобили из императорского гаража Николая Второго — роскошные по тем временам «Делоне Бельвиль», «Мерседес» и отечественный «Руссо-Балт» (сохранился в единственном экземпляре и предоставлен Политехническим музеем). К участию Сорокин привлекает и не автомобильных коллекционеров — на прошедшей недавно на ВДНХ выставке «Царский выезд» рядом с машинами были представлены в витринах фотокамеры тех лет, а рядом — первые телефоны.
— Надо бережно сохранять нашу историю! — считает Илья. — Я всеми силами стараюсь поддерживать коллекционеров — и тех, кто сам по частям своими руками восстанавливает автомобили, и тех, на кого работает целая группа реставраторов. Поверьте, когда они собираются вместе — после выставок или исторических ралли, или просто тематических показов, — всех объединяет одно — блеск в глазах. Глаза у них всех горят одинаково.
ДОСЬЕ
Илья Сорокин родился в 1968 году, в 1991-м окончил МАИ. С 2002-го — руководитель Фонда изучения, сохранения и защиты памятников технической культуры «Вечный двигатель». Организатор выставок антиквариата и старинной авто— и мототехники.