Торжество народной культуры: акция «Ночь искусств» прошла в «Царицыне»

Насыщенная программа о культурном наследии народов России прошла в «Царицине» в День народного единства. Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

Культурно-образовательная акция «Ночь искусств» прошла 4 ноября в Государственном историко-архитектурном, художественном и ландшафтном музее «Царицыно». В этот день во дворцах ансамбля состоялась насыщенная программа: мастер-классы, экскурсии, творческие встречи и концерты. Во время «Ночи искусств» посетители «Царицына» не скучали ни секунды — мероприятия шли друг за другом, а иногда и одновременно в разных залах. Корреспондент сайта газеты «Южные горизонты» побывала в музее-заповеднике и посетила все точки праздничной программы.

Один из любимых фестивалей москвичей

«Ночь искусств» — ежегодная культурно-образовательная акция, которая завершает годовую серию «культурных ночей». Ее проводят ближе к концу года — в ноябре. Впервые проект реализовали в 2013 году. Тогда «Ночь искусств» посвятили музыке, и в ней приняли участие крупнейшие музеи и парки Москвы. С каждым годом список площадок только увеличивается. Растет и количество участников.

Русские народные игрушки в Хлебном доме «Царицыно». Фото: Дарья Ростова, «Вечерняя Москва»
Русские народные игрушки в Хлебном доме «Царицыно». Фото: Дарья Ростова, «Вечерняя Москва»

В 2022 году акция совпала с Днем народного единства. Это обстоятельство самым лучшим образом отразилось на всей программе фестиваля. Не стоит забывать, что этот год обозначили Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов страны.

Программа фестиваля в «Царицыне» прошла на трех площадках музея: в Хлебном доме, Малом дворце и Баженовском зале Большого дворца. Лейтмотивом всех мероприятий, помимо культурного наследия, стали народные колыбельные, сказки и толкования сновидений.

Русское народное искусство для самых маленьких

Хлебный дом открыл свои двери раньше всех площадок «Царицына». Здесь прошли мастер-классы и театрально-музыкальные представления для детей дошкольного возраста. Многие посетители приехали заранее и с интересом изучили расположенную на втором этаже экспозицию «В лесу росла игрушка». Сокуратор выставки Вера Ярилина объяснила, что в русской культуре связь с природой у ребенка появляется с самых первых вещей.

Вывеска новой экспозиции в «Царицыне» ― «В лесу росла игрушка». Фото: Дарья Ростова, «Вечерняя Москва»

— Игрушка — важный спутник ребенка с самого его рождения. Она и успокаивает, и развивает, и дает представление об окружающем мире, — рассказала сокуратор выставки Вера Ярилина.

Она отметила, что, например, самые первые куклы делали из «народных» деревьев: березы и липы.

На мастер-классе «Время колыбельной» дети изготовили и забрали домой куклу-пеленашку. Фото: Дарья Ростова, «Вечерняя Москва»
На мастер-классе «Время колыбельной» дети изготовили и забрали домой куклу-пеленашку. Фото: Дарья Ростова, «Вечерняя Москва»

Еще Вера Ярилина показала юным гостям коллекцию волчков разных размеров и форм. Взрослые изучили игрушки не с меньшим интересом. Волчки сделаны из разных пород древесины, поэтому они крутятся не с одинаковой скоростью. Дети взяли по игрушке и провели импровизированное состязание — кто сможет столкнуть соперника со стола.

Вера Ярилина подготовила материалы для своего мастер-класса «Время колыбельной». Среди них были деревянные баклуши, куски ткани, ленты, из которых можно смастерить игрушку. Мальчишки и девчонки под руководством искусствоведа и с помощью родителей изготовили народную куклу «Пеленашку». Ведущая Вера Ярилина объяснила, что такие игрушки в древнее времена специально делали для детей. На Руси их считали оберегами и верили, что куклы отпугивают нечистые силы от ребенка.

В этом время в другом зале Хлебного дома проходил спектакль и мастер-класс «Сказ о золотой чаще». Ведущая в русском народном костюме и с куклами-перчатками на руках рассказала юным гостям музея о том, как появилась хохломская роспись. В завершении выступления посетителям предложили попробовать себя в этом народном искусстве. Каждый зритель получил лист бумаги с наброском, кисточку, колотушку и краски для создания традиционного рисунка хохломы.

Музыкальные сказки в стенах Хлебного дома

Артисты музыкального театра «Ученый медведь» показали сказку-концерт «Вещий сон». Фото: Дарья Ростова, «Вечерняя Москва»
Артисты музыкального театра «Ученый медведь» показали сказку-концерт «Вещий сон». Фото: Дарья Ростова, «Вечерняя Москва»

Детскую программу «Ночи искусств» продолжили музыкальные представления. Артисты выездного театра «Ученый медведь» показали сказку-концерт «Вещий сон». Представление прошло в формате игры со зрителем — дети и взрослые помогли лицедеям: выходили на сцену и исполняли предложенные роли, а еще разучили песню и исполнили ее под звуки гуслей и балалайки.

Не обошлось и без «волшебства» — театра теней. Артисты рассказали историю о купце, царевиче и прекрасной царевне. Для постановки актеры использовали белую материю, к которой прикладывали трафареты фигурок героев. Приглушив свет в зале, организаторы полностью погрузили зрителя в убаюкивающую атмосферу.

На этом путешествие по стране героев народных сказаний не закончилось. Продолжением стало музыкальное представление «Красавица Айгуль» театра кукол «Душегреи». С помощью глиняных фигурок, которые видоизменялись на глазах у зрителей, артисты рассказали историю цыганской девочки, воспитанной мастерицей, ткущей ковры.

Добро пожаловать в Малый дворец!

Художница Александра Павлова предложила гостям «Ночи искусств» подумать о том, почему Екатерина II приказала перестроить «Царицыно». Фото: Дарья Ростова, «Вечерняя Москва»
Художница Александра Павлова предложила гостям «Ночи искусств» подумать о том, почему Екатерина II приказала перестроить «Царицыно». Фото: Дарья Ростова, «Вечерняя Москва»

В Малом дворце, самом камерном и уютном здании музея-заповедника, гостей «Ночи искусств» встретила художница Александра Павлова. Специально для фестиваля она подготовила выставку коллажей о печальной судьбе «Царицына» во времена императрицы Екатерины II.

— Мы знаем, что государыня была не довольна дворцовым ансамблем и приказала его перестроить. Я предложила гостям мастер-класса порассуждать о причинах, по которым Екатерине II не понравилось «Царицыно». Лично я нашла 19 и изобразила их в виде коллажей, — рассказала художница.

За чаепитием с сушками гости и ведущая обсудили свои догадки насчет того, почему императрица повелела перестроить ансамбль. Затем они приступили к созданию своих коллажей, которые продолжили идею выставки Александры Павловой.

Музыкальная лекция «Колыбельная» погрузила зрителей в атмосферу уюта. Фото: Дарья Ростова, «Вечерняя Москва»
Музыкальная лекция «Колыбельная» погрузила зрителей в уютную атмосферу. Фото: Дарья Ростова, «Вечерняя Москва»

Программу Малого дворца продолжило, пожалуй, самое необычное и душевное мероприятие. Певица, композитор и педагог Евгения Славина провела музыкальную лекцию «Колыбельная». Она предложила гостям фестиваля прилечь на мягкие пуфики и прослушать убаюкивающие мелодии с закрытыми глазами. Евгения Славина спела народные и авторские колыбельные на разных языках: африканскую притчу, музыкальную легенду на идише, русскую народную песню.

— Не бойтесь уснуть. Мне важно, чтобы каждый гость моего концерта чувствовал себя комфортно. Я изучаю колыбельные, потому что люблю народное искусство, уют и спокойствие, — объяснила исполнительница.

Зрители будто перенеслись в «Царство Арфея». Кто-то подпевал Евгении Славиной, а кто-то задремал на мягком пуфике. Приглушенный свет в зале и темное небо за окном Малого дворца погрузили несколько зрителей в приятную дремоту. В конце лекции Евгения Славина сыграла несколько мелодий на африканском инструменте калимба.

Опыт материнства и колыбельные народов мира в анимации

Мультипликационные образы Лизы Скворцовой не оставили зрителей равнодушными. Фото: Дарья Ростова, «Вечерняя Москва»
Мультипликационные образы Лизы Скворцовой не оставили зрителей равнодушными. Фото: Дарья Ростова, «Вечерняя Москва»

В Баженовском зале Большого дворца прошел показ мультфильмов «Колыбельные мира». Атмосфера на мероприятии тоже была расслабленной — дети и родители расселись на мягкие диваны, а организаторы выключили свет, оставив только горящий экран и настольные лампы.

Режиссер анимационного кино Елизавета Скворцова сразу объяснила зрителям, что на творческих встречах любит создавать подобную обстановку.

— Мне нравится вести диалог со аудиторией, рассуждать вместе о смысле моих мультфильмов.

Гости фестиваля обсудили с Елизаветой Скорцовой ее анимационные работы, посвященные колыбельным народов мира.

— Я начала создавать эти мультфильмы, когда мой сын был маленьким. Сейчас он уже вырос и пишет музыку для моих анимационных работ. Мне очень приятно, что я вырастила ребенка и как бы свои мультфильмы вместе с ним, — поделилась режиссер.

Анимационные работы так заворожили юных зрителей, что они постоянно спрашивали, покажут ли еще один «мультик». Детям понравились яркие образы, а взрослым — трогательное отношение к материнству, выраженное в искусстве, и отсылки к поэзии Серебряного века.

Единство в молитве и музыке

Выступление духовного ансамбля «Силин» завершило «Ночь искусств» в «Царицине». Фото: Дарья Ростова, «Вечерняя Москва»
Выступление духовного ансамбля «Силин» завершило «Ночь искусств» в «Царицине». Фото: Дарья Ростова, «Вечерняя Москва»

Завершил программу «Ночи искусств» в «Царицыне» концерт духовной музыки «Путник». Этого выступления ждали многие гости фестиваля. Несмотря на поздний час и пасмурную погоду, мало кто разъехался по домам.

Атриум Хлебного дома с высокими потолками наполнился звучанием мужских и женских голосов. Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» исполнил древние песни бродячих лирников, народные и монастырские распевы церковных стихов, канты, псальмы и авторские распевы.

После первого произведения в зале раздались ликующие возгласы.

— Не нужно аплодисментов. Так мы споем больше произведений, а вы не будете отвлекаться от светлых мыслей, — обратился к залу руководитель ансамбля Андрей Котов.

Он взял в руки колесную лиру — древний инструмент бродячих певцов. Молитвы, песни о жизни и смерти, Богородице и Христе раздались эхом в Атриуме Хлебного дома. Кто-то из зрителей пустил слезу, а кто-то сложил руки в молитвенном жесте. Под звуки древнего инструмента и пение духовников каждый задумался о важных сердцу вещах: единении, любви и мире.

Всего в «Ночи искусств» в 2022 году приняли участие больше 150 площадок Москвы, а уж представьте сколько людей собрала эта акция.

Культурное наследие — наше историческое прошлое, которое требует бережного отношения и гордости за достижения великих соотечественников в разных областях искусства. Мы в долгу перед теми, кто стоял у истоков литературы, музыки, живописи, театра и кино. Ведь очень важно поддерживать связь поколений.