Коллекционер Юрий Тутов: Мой шкаф полон историй

Житель Южного округа, военный корреспондент Юрий Тутов — страстный коллекционер бюстов исторических личностей, чья коллекция недавно перевалила за тысячу статуэток. Корреспондент «ЮГ» побеседовал с фотографом о его необычном увлечении.

Лауреат многочисленных престижных фото-журналистских премий и фотоконкурсов, отмеченный за безупречную работу грамотами и премиями от высшего командного состава Министерства внутренних дел, оказывается, еще и страстный коллекционер бюстов исторических персон. Но не кого попало, а в первую очередь тех, кто оставил свой след в политике или искусстве.
— Началось все со случайной поездки во Францию, — вспоминает Юрий Тутов. — Я тогда купил бюст Наполеона работы Антонио Кановы, придворного скульптора французского императора. Он изобразил Бонапарта в образе бога войны Марса.
Мало кто знает, что полностью скульптура выглядит довольно неожиданно — Наполеон Бонапарт изображен в виде стройного, полностью обнаженного атлета. Им корсиканец не был и впоследствии император велел убрать статую с глаз долой. Потом ее выкупили англичане, и она до сих пор стоит где-то в Лондоне, — увлеченно рассказывает Юрий Тутов.
Сколько у него сейчас бюстов — он уже не знает, но по прикидкам — около тысячи. Впрочем, бюстики очень маленькие — от трех до пятнадцати сантиметров в высоту — и поэтому вся коллекция разместилась в двух шкафах.

С каждой работой связана своя история. Миниатюрного, но грозного Че Гевару Юрий привез, конечно же, с Кубы.
— Как фотографу, мне приятно, что бюст сделан по фотографии Альберта Корды, фотокорреспондента кубинской центральной газеты. Альберт рассказывал мне, что этот снимок получился совершенно случайно — он даже не доснял своей «Лейкой» целую пленку. Но фото получилось настолько выразительным, что разошлось по миру миллионными тиражами.
Отдельно, на почетном месте, у Юрия стоит групповая миниатюра Сталина, Рузвельта и Черчилля. Оказывается, она тоже сделана по фотографии, но уже советского фотографа Самария Гурария.
Про каждого персонажа и скульптуру из своей коллекции Юрий может рассказывать долго. На полках мирно уживаются бюсты Нестора Махно, Владимира Ленина, Льва Троцкого и Иосифа Сталина. Отдельно стоит совсем крохотный бюстик Юрия Гагарина — первого в мире космонавта.
— Из каждой страны, куда я ездил, я старался привезти их национальную гордость. Из Испании — Сальвадора Дали с его немыслимыми усами, из США — Эдисона, Кеннеди. Ну а из Греции привез целый олимпийский божественный пантеон — они тоже на полке мирно уживаются друг с другом, а не то что в мифах, — шутит коллекционер.

Больше всего Тутов любит работы советских скульпторов.
— «Кабинетной бронзой» наши скульпторы овладели в совершенстве! На художественных комбинатах делали качественные бюсты известных деятелей — копии с работ Веры Мухиной, Льва Кербеля. По моей коллекции можно изучать мировую историю, — замечает Юрий Тутов.
Когда к известному фотографу приходят гости, то они с удовольствием рассматривают коллекцию.
— Особенно это полезно молодым, ведь многие даже половины лиц не знают, — сокрушается Тутов. — Зато, когда показываю, у них просыпается интерес, — радуется Тутов.
Как-то раз ему знакомый скульптор предложил сделать бюст его самого. Юрий отказался. Его история еще продолжается, да и он фотограф, а не исторический деятель.