Танковую колонну построили за счет денег с колхозного рынка

80 лет назад, 10 декабря 1942 года, Красной армии передали танковую колонну, построенную на пожертвования подмосковных колхозников. Идею подали комсомольцы села Зябликова, позже вошедшего в черту столицы.
Этой историей занимался краевед Южного округа Игорь Сергеев (1933–2021). Игорь Николаевич общался (предположительно, в 1970–1980-е годы) с бывшими участниками событий или, по крайней мере с их родственниками. Несколько добытых Сергеевым фото хранится в библиотеке № 137, при которой действует клуб старожилов и краеведов-историков «Царицыно». Дочь Сергеева, Екатерина Темнова, также любезно ознакомила нас с материалами из отцовского архива.

КТО БЫЛ ПЕРВЫМ
Вообще-то все началось в Саларьеве — сейчас оно входит в границы Новой Москвы, а в 1942 году было селом Кунцевского района Подмосковья. 3 ноября 1942 года местные крестьяне заявили о решении пожертвовать деньги на танковую колонну «Кунцевский колхозник».
— Есть ошибочное представление, будто до Хрущевых колхозников платили только натурой (зерном, картошкой) по количеству выработанных трудодней», — объясняет заместитель директора по научной работе Института истории РАН Сергей Журавлев. — На самом деле они и при Сталине получали оплату частично деньгами.
Кроме того, важной статьей дохода колхозников была продажа излишков урожая с личных приусадебных участков на рынках. Цены там кусались, но до открытия в 1944 году коммерческих магазинов у горожан не было другой возможности купить продукты без карточек.
ПЕРЕХВАТИЛИ ИДЕЮ
С марта 1942 года Кунцевский район находился в социалистическом соревновании с Ленинским районом — в него входили 84 деревни, 22 из которых потом станут районами Южного округа Москвы. 11 ноября 1942 года в колхозе «Путь к социализму» села Зябликово состоялось очередное собрание. Комсомолка Шура Клыкова предложила тоже сдать деньги на танковую колонну — только называться она должна «Московский колхозник». Шура тут же выложила 300 рублей, комсорг и бригадир Надя Максимова — 500 рублей.
Игорь Сергеев в одной из публикаций приводил интересную подробность: эти деньги девушки берегли на приданое…

Районная газета «Ленинский путь» сообщала, что зябликовская молодежь предложила последовать ее примеру «всем комсомольцам <…> района». То есть колонна мыслилась как местная инициатива. А название, наверное, показалось Шуре Клыковой либо более амбициозным, чем у кунцевских, либо более благозвучным. Но потом кому-то (возможно, властям Подмосковья) пришла идея: зачем плодить колонны в честь отдельных районов, когда можно объединить сданные деньги и создать одну большую? Предложенное Шурой название отлично подходило для областного проекта, поэтому в дальнейшем инициаторами называли колхозников Зябликова (или же Ленинского района в целом).
ПОДСЧИТАЛИ — ВОСХИТИЛИСЬ
К 22 декабря 1942 года взносы по всему Подмосковью составили 75 миллионов рублей. Вклад Ленинского района оказался самым солидным — свыше 6 миллионов, оставив далеко
позади успехи кунцевских соперников (2,2 миллиона). Игорь Сергеев объяснял это в одной из публикаций тем, что район был «наиболее благодатным в природном отношении».
В одной из бумаг краеведа уточняется, на чем крестьяне делали деньги: «Москвичи <…>, покупая на колхозных рынках овощи и фрукты по завышенным ценам, тем самым внесли значительные средства на танковую колонну…».
В самом районе, как следует из местной газеты, отличился колхоз «Огородный гигант» села Коломенского (1 миллион рублей к 18 декабря). Из деревень, входящих ныне в Южный округ, похвалы заслужили также Братеево (320 тысяч), Новинки (270 тысяч), Садовники (140 тысяч), Чертаново (120 тысяч), Дьяковское (110 тысяч).

Часть денег (обычно чуть больше половины) жертвовалась из колхозной кассы, остальное добавляли крестьяне — как из личных сбережений, так и из оплаты, причитавшейся на трудодни. Подростки и старики давали по 100–300 рублей, взрослые — до 2 тысяч с человека. Отдельно отмечались какие-то исключительные случаи: например, в Новинках тысячу рублей внес колхозник Мамонов, «который имеет 8 человек семьи» («Ленинский путь» от 14 ноября 1942 года). Председатели расставались даже с пятизначными суммами: глава «Огородного гиганта» Владимир Архипов выложил 32 тысячи.
Журналист «Известий» (11 декабря 1942 года) подсчитал, что в Ленинском районе каждый двор в среднем сдал 665 рублей, а в «Огородном гиганте» каждый трудоспособный — по 1600 рублей. Любопытна заметка из «Ленинского пути» от 22 декабря 1942 года: колхозников Братеева наградили за повышение урожайности овса и клевера. Две бригадирши получили по 3 с лишним тысячи, четверо рядовых работников — от 650 до 700 рублей. Из этого следует, что, во-первых, колхозная касса не была опустошена после пожертвований, а во-вторых, можно представить себе, что такое 2 тысячи рублей для рядового колхозника в 1942 году — три сезонные премии.

ТЕЛЕГРАММА ИЗ КРЕМЛЯ
10 декабря 1942 года армии торжественно передали первую часть танковой колонны. В репортажах не указывалось ни место (просто — «Н-ская часть»), ни количество и марки танков.
Игорь Сергеев уверенно заявляет, что дело было в Наро-Фоминске и передавали 48 танков КВ-1-С. От Ленинского района туда ездили 15 человек, в том числе комсорг из Зябликова Надя Максимова и старушка из Новинок Пелагея Рычкова, сдавшая серьезную для ее возраста сумму (тысячу рублей в два приема).
Сборы продолжались, к ним подключались районы и более дальнего Подмосковья — окрестности Коломны, Каширы. 22 декабря 1942 года армии передали еще одну колонну с таким же названием «Московский колхозник» — и это были уже 78 танков Т-34 и Т-70.
10 января 1943 года жители Ленинского района радостно ахнули: их поблагодарил сам Сталин! В тот день по радио зачитали, а в «Правде» напечатали телеграмму, направленную из Кремля в их райцентр Ленино (так называлось Царицыно). Сталин просил секретаря райкома партии С. Н. Розанова передать колхозникам, чей взнос к тому времени достиг 7,5 млн рублей, его «братский привет», а также «благодарность Красной Армии».
В дальнейшем крестьяне Ленинского района еще не раз жертвовали деньги на боевые машины. Например, в декабре 1942 года «Огородный гигант» собрал миллион рублей на одноименную эскадрилью. Однако такой славы, как танковая колонна «Московский колхозник», эти инициативы уже не получили.
КСТАТИ
О денежных пожертвованиях колхозников Ленинского района напоминает знак «Слава труженику-победителю», установленный на улице Генерала Белова в сквере перед культурным центром «Авангард».