Каждый стежок скрывает свою историю

20 января 2023 года. Коллекционер Ирина Филиппова с гордостью демонстрирует одно из своих платьев, которое он выкупила и отреставрировала для выставки. Фото: Наталья Феоктистова

В Центре московского долголетия «Чертаново Северное» на прошлой неделе открылась выставка «Наш винтаж», посвященная тканям 1950–1970-х годов.

По словам организатора выставки Натальи Хабаровой, активной участницы клубов центра, коллекцию отрезов и платьев из крепдешина конструктор Ирина Филиппова начала собирать 15 лет назад, и теперь настало время показать ее широкой публике.

— В 1984 году я окончила Технологический институт легкой промышленности по специальности «технология и конструирование швейного производства», — рассказывает хозяйка коллекции Ирина Филиппова — Работала на фабрике мужских сорочек, занималась пошивом одежды. Меня всегда очень привлекали отечественные шелковые ткани, особенно набивка. На этой выставке собраны самые красивые образцы!

Учебник по шитью 1949 года. Фото: Наталья Хабарова, личный архив

В советское время крепдешин — шелковый креповый материал — был самой распространенной тканью. Из него шили простенькие сарафаны и модные платья с красивой отделкой.

— У крепдешина много достоинств, — рассказывает Ирина Филиппова. — Он не сильно мнется, при этом обладает шелковистой и одновременно шероховатой структурой. Это позволяет платью струиться красивыми складками. Кроме того, ткань идеально подходит для головных платков, поскольку не спадает с волос, как современные шелка.

В экспозиции представлено более 70 образцов ткани советского крепдешина и несколько десятков платьев. Часть нарядов Ирине достались по наследству от бабушек, а часть она купила на блошиных рынках. — Я помню, что как только на Тишинке открылся блошиный рынок, то я в первый же день приехала туда и нашла точку, где продавали сразу десять платьев, — рассказывает Ирина. — Я купила их все.

Каждую покупку Ирина приводила в порядок: отстирывала и штопала. Правда, вернуть «носибельный» вид удалось не всему.

— Видите, как платье расползлось под лямкой, — Ирина показывает модель с нежным цветочным принтом. — Его носили несколько поколений женщин и заносили в буквальном смысле до дыр.

. На выставке представленыдесятки платьев всех цветов и фасонов. Фото: Наталья Хабарова, личный архив

Принты на ткани различаются: на отрезах 50-х годов больше цветочных мотивов — полевые ромашки и колокольчики. На более поздних образцах можно заметить, как «народные» ромашки сменяются «элитными» розами, тюльпанами и турецкими «огурцами».

Среди семи десятков готовых платьев есть почти все размеры, как самые маленькие, так и модели для пышных дам. Впрочем, по словам Филипповой, чаще всего встречается 46-й. Именно такой размер носила среднестатистическая советская женщина.

После перестройки текстильные фабрики закрылись, и крепдешин в России перестали производить. Сегодня платья из этого материала — большая редкость. Для их производства используется либо китайская ткань, либо дорогая итальянская. А нежные советские ромашки с колокольчиками сейчас можно найти разве что на блошиных рынках. Впрочем, тем они и ценны.

На выставке представлены десятки платьев всех цветов и фасонов. Фото: Наталья Хабарова, личный архив

Прикоснуться к «уходящей фактуре» в Центре московского долголетия «Чертаново Северное» можно до 31 января. Выставка открыта с 10:00 до 20:00 по адресу: ул. Кировоградская, 9, корп. 4.

СПРАВКА 

Изготавливается крепдешин переплетением сырцовых нитей в основе и креповым кручением в утке. Несмотря на то что шелковая нить — основа его состава, в ткань могут дополнительно добавлять шерстяные и полиэфирные волокна.

ОСОБЕННОСТИ 

Если сжать вещь в кулаке, а затем отпустить, она сразу примет первоначальную форму без складок и заломов. Это означает, что ткань настоящая. Синтетика сразу сомнется. Еще один способ определить натуральность — поджечь нить, вытянутую из полотна. Шелк при сгорании дает запах горелого пера и рассыпается. Синтетика сплавляется в комочек, дает неприятный запах.

Новости партнеров
Полезные ссылки