Театр вернулся на историческую сцену

На прошедшей неделе состоялось официальное открытие театра «Шалом» после восьми лет ремонта. Впервые за долгое время театр покажет спектакли на родной сцене. Корреспондент «ЮГ» тоже побывал на открытии легендарного театра.
Художественный руководитель театра «Шалом» Олег Липовецкий в одном пиджаке, не обращая внимания на снег с дождем, делает труппе знак: давайте на счет «три».
«Раз, два, три…» — скандирует труппа. Директор театра Андрей Соколов, который, в отличие от худрука, зябко поеживается на январском ветру, с облегчением отпускает конец накидки, прикрывающей новую вывеску.

— Наконец-то этот день настал! — заключает Липовецкий. — Мы открылись! Для труппы этот день действительно великий. За восемь лет ремонта менялись площадки выступлений, концепция, дирекция и худруки. В 2020 году, когда «Шалом» уже должен был открыться, грянула пандемия, и возвращение артистов домой снова отложилось на неопределенный срок. В общем, штормило театр нещадно. И если бы не усилия нынешнего руководства театра — Липовецкого и Соколова, которые железной рукой завершили растянувшийся ремонт за несколько месяцев, то коллектив так бы и продолжал скитаться по столичным площадкам.
— Я хорошо помню взгляд Олега, когда он впервые вошел в здание театра и увидел, с чем ему придется работать, — улыбается Соколов. — Это были огромные глаза лемура из мультфильма «Мадагаскар». Я посмеялся, даже не думая о том, что через пару месяцев буду помогать ему на площадке. Олег Липовецкий приглашает труппу внутрь и показывает артистам ступени, ведущие в фойе. На них начертаны большие белые буквы.
— Это текст знаменитой статьи Соломона Михоэлса об отношениях между артистами и зрителями, — поясняет худрук. — Между актером и зрителем не должно быть «четвертой стены», а театр должен дышать тем, чем дышит его зритель. Это мы и попытались воплотить здесь.

К слову, «четвертую» стену в новом помещении при всем желании найти не получится — как в прямом, так и переносном смыслах. Зрительный зал рассчитан всего на 200 мест. А сцена перекрашена в черный цвет для создания эффекта «черной коробки». Эта концепция не предполагает какого-либо дизайна для того, чтобы дать возможность режиссеру создать любую художественную реальность с помощью декораций и проекторов. Зрительные места мобильны — они могут располагаться не только у сцены, но и по обеим ее сторонам, «стирая» границы между артистами и зрителями.

Кроме того, в фойе появилась выставочная зона, где представлены афиши ГОСЕТа — Московского государственного еврейского камерного театра, кресла из старого зрительного зала и особая реликвия — кресло Соломона Михоэлса, основателя театра. Худрук «Шалома» выразил надежду, что над выставочными проектами театр будет работать вместе с Еврейским музеем и Центром толерантности.

По задумке руководства, новые технологии дадут зрителям те впечатления, которые они не получат в классическом театре, ведь большая посадка в привычных залах не позволяет экспериментировать с физическим перемещением зрителей, лишая их опыта новых ощущений.
Добавить эмоциям остроты призвано проекционное оборудование, благодаря которому можно будет задавать необходимую атмосферу уже в фойе. На стенах может появляться подводный мир или, скажем, пустыня. Все зависит только от фантазии самого режиссера.
Актриса театра Янина Хачатурова впервые в жизни приняла участие в спектакле с проекционными декорациями.
— Это было очень непривычно, — делится она. — Наш театр стал очень прогрессивным, поэтому всем пришлось оперативно перестраиваться на «новые рельсы». И мне это очень нравится! К нам пришли новые интересные режиссеры, «золотомасочники». А наш первый с Олегом Липовецким спектакль «Исход» за год добрался до лонг-листа «Золотой маски»! Раньше о подобном успехе мы даже и мечтать не могли.
«Исход» на новой сцене зрители смогут увидеть сразу после официального открытия театра. Символично, что одной из первых постановок коллектива после возвращения «домой» станет история о путешествии, в котором герой решает начать свою жизнь с нуля. Вчера «Шалом» начинал свою жизнь если не с нуля, то как минимум с чистого листа и «черной коробки».
СПРАВКА
Истоки театра «Шалом» лежат в еврейской театральной студии, которую основал режиссер Алексей Грановский. Позднее на ее основе он создал Государственный еврейский камерный театр (ГОСЕКТ), где работал в том числе Марк Шагал. Свое нынешнее название театр обрел в 1988 году.
АФИША
Теперь, когда театр вернулся в свой «дом», зрители смогут увидеть такие спектакли, как:
■ Полная иллюминация (16+). Трогательная история о путешествии американского еврея в поисках исторической родины.
■Жирная Люба (12+). Спектакль для всей семьи об открытиях и сложностях в жизни молодых людей.
■ Моня Цацкес — знаменосец (16+). Постановка по повести Эфраима Севела.