Президент Союза биатлонистов России Виктор Майгуров: Этот спорт прекрасен непредсказуемостью

31 января 2023 года. Президент Союза биатлонистов России Виктор Майгуров уверен, что популярность биатлона кроется в том, что победителя нельзя определить до самых последних секунд. Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

Многократному победителю и призеру чемпионатов мира, призеру  Олимпийских игр, президенту Союза биатлонистов России Виктору Майгурову 7 февраля исполнилось 54 года. «Южные горизонты» поздравили прославленного спортсмена одними из первых и побеседовали со звездой мирового спорта 90-х годов прошлого столетия.

Сегодня Виктор Викторович занимает пост президента Союза биатлонистов России (СБР). В эти непростые для отечественного спорта времена пост этот весьма ответственный. И, наверное, только опытный, в прямом и переносном смысле обстрелянный человек и спортсмен может сегодня стоять у руля целой крупной спортивной структуры.

Виктор Викторович, хотим поздравить вас с прошедшим днем рождения, пожелать побед сборной и успехов на вашей должности. И давайте начнем с самого начала. Как у вас начались лыжи и когда к ним добавилась винтовка?

Я родился в небольшом шахтерском поселке Черемухово Свердловской области. Как вся детвора Советского Союза, мы летом гоняли в футбол, зимой играли в хоккей. И однажды перед седьмым классом к нам по распределению приехала молодая семья педагогов Лукьяновых. Они открыли настоящую секцию лыжных гонок. Так я начал тренироваться. И после двух лет занятий мои тренеры предложили меня в спортивный интернат биатлона, где я и остался. После упорных тренировок появились и успехи. В 1989 году выиграл юниорский чемпионат мира. Потом мои тренеры переезжают работать в Белоруссию и берут меня с собой.

Первая ваша Олимпиада была в составе сборной Белоруссии. За братьев славян пошли выступать из-за жгучего желания участвовать в Играх?

А Союз распался, и мы автоматически стали гражданами Белоруссии. У нас не было вилки: туда или сюда. С другой стороны, мы понимали, что в национальную сборную там попасть было  легче. После неплохих результатов на Олимпиаде в Лиллехаммере-1994 (Норвегия) мне было предложено перебраться в Россию, кстати, там мне гарантировали место в сборной РФ.

Что поменяли бы в том «биатлонисте Майгурове» середины 90-х с учетом сегодняшнего анализа вашей спортивной карьеры?

Наверное, предложил бы больше сконцентрироваться на спорте и меньше отвлекаться на все сопутствующие жизни радости и удовольствия (смеется). Сейчас понимаешь уже, что если занимаешься спортом и хочешь добиться высоких результатов, то надо максимально этому отдаваться. Даже в ущерб своим интересам. Ведь у нас спорт индивидуальный, не командный. Здесь спортсмен сам отвечает за свой результат. Или пан или пропал.

Биатлон чрезвычайно смотрибельное зрелище. Я с сыновьями кричал похлеще Губерниева, болея за сборную. Когда стреляли норвежцы или немцы, верите, мои дети даже трясли экран телевизора, чтобы те мазали. В чем же волшебство биатлона?

Все просто. Потому что в биатлоне победитель неизвестен до самого конца гонки. Если в лыжах по ходу гонки все более-менее понятно, то в биатлоне все, бывает, переворачивается с ног на голову. И самые крутые стрелки, бывает, после промахов уходят на штрафной круг в эстафете или делают три промаха на последнем рубеже, перед этим сделав три «ноля». В этом основная изюминка биатлона — непредсказуемость абсолютная.

В очень непростое время вы взвалили на себя ношу президента СБР. А готовы ли вы к критике, которая в такие моменты всегда начинает звучать громче?

Критика всегда так или иначе была. Сегодня критиков два-три человека, не более, при миллионной армии болельщиков и друзей. Как сказал один мой товарищ-политик: «Где-то рядом должен быть раздражитель, чтобы мы не расслаблялись». С другой стороны, если критика обоснованная, то надо к ней и прислушаться.

2002 год, американский Солт-Лейк-Сити. В копилке мужской сборной всего одна медаль от Майгурова. Чего больше — радости, что «я помог сборной хоть что-то завоевать», или досады, что «всего лишь одна медаль от целой страны»?

Радость, конечно, была. Мы ехали туда в ранге своего рода фаворитов. Сегодня мало кто вспоминает, но тогда у нас было очень много четвертых, пятых, седьмых мест. К сожалению, мы и в эстафете стали четвертыми, несмотря на то, что даже лидировали в гонке. Досада, конечно, тоже была. Но, с другой стороны, наверное, соперники были в каких-то мелочах лучше. В биатлоне всегда не хватает одного выстрела (улыбается). Вот и мне тогда в гонке на 20 километров не хватило, а то я золото бы взял.

Итак, пресловутый нейтральный статус. Донесите до москвичей позицию Союза биатлонистов России по этому вопросу.

Тут наша позиция, я думаю, будет общей. Мы уже выступали в таком статусе. Но одно дело, что мы выступали в нем, когда были определенные причины при установлении такого статуса. А в данной истории я не вижу каких-то нарушений со стороны России. Поэтому предлагаемый нейтральный статус команды очень непонятен. Нам нужно понимать, что мы нарушили! А нам этого объяснить не могут. Все ограничения со спортсменов сняты еще в декабре, и почему мы должны нести опять какое-то наказание? Я за то, чтобы спортсмены соревновались, но при этом нужно, чтобы международные спортивные чиновники действовали в рамках правового поля.

Сейчас в Битце есть неплохие школы биатлона. Расскажите, принимает ли участие СБР в развитии детского спорта в южном округе Москвы?

Школы там неплохие, но СБР помогает всем региональным федерациям, а также Федерации биатлона Москвы и области, а они уже распределяют по своим школам. Но СБР одна из немногих федераций, которая помогает своим регионалам оборудованием и финансами.

ДОСЬЕ

Виктор Майгуров родился 7 февраля 1969 года в Свердловской области. Двукратный бронзовый призер Олимпиады (Нагано-1998, Солт-Лейк-Сити-2002). Трехкратный чемпион мира (1996, 1997, 2000). Заслуженный мастер спорта России. Имеет государственные награды. Президент Союза биатлонистов России.

Новости партнеров