Поймать полицая помогли конфеты

13 февраля 2023 года. Поздравить Екатерину Ивановну Евдокимову (в центре) со столетием пришли учащиеся восьмого кадетского класса школы № 667 Николай Лобанов (слева) и Виктория Шишкина (справа)

В совете ветеранов Бирюлева Восточного удивительный гость — ветеран Великой Отечественной войны Екатерина Ивановна Евдокимова, которой 11 февраля исполнилось сто лет. О том, как Екатерина Ивановна прошла всю войну и уже век сохраняет светлый ум и крепкое здоровье, узнал корреспондент «ЮГ».

На встречу пришли не только представители совета ветеранов района, но и кадеты из школы № 667. Екатерина Ивановна слушает поздравления ребят с широкой улыбкой, но по порозовевшим щекам понятно, что от такого внимания она смущена. Как говорит сама Екатерина Ивановна, каждый новый день она встречает с улыбкой — такое слово дала себе на фронте.

— Однажды, в Белоруссии, наш отряд связистов оказался оторван от остальной армии, — вспоминает она. — Мы лесами выходили из окружения, еда закончилась, начали голодать. А рядом как раз была деревня, захваченная немцами…

Екатерина Ивановна, получив разрешение на вылазку, ползком добралась до домика на окраине. Местный дедушка ее приметил и велел связистке лезть в погреб.

— Я помню, как сидела там, в темноте, и дрожала, — говорит она. — То ли от страха, то ли от голода. Пока ждала, повторяла про себя: «Если дед не сдаст, в жизни невинного не обижу, ко всем добра буду, слова плохого не скажу, радоваться каждой мелочи стану»…

К отряду Екатерина Ивановна вернулась с котомкой припасов, которые сельчане тайно от немцев собрали для «своих».

— Вот с того дня я и улыбаюсь при каждом поводе, — смеется она. — Все-таки счастье человеческое в наших руках, и то, как ты относишься к жизни, мешает или помогает радоваться каждому мгновению.

Такой оптимизм и доброта особенно впечатляют, если посмотреть на награды на пиджаке Екатерины Ивановны: ряд за рядом идут ордена и медали. Самыми главными Екатерина Ивановна называет три награды — орден Красной Звезды и две медали за отвагу.

— Первую медаль я получила довольно рано, — говорит она. — Как только началась война, я, восемнадцатилетняя, записалась добровольцем. Меня определили под Можайск, в корпус противовоздушной обороны. Там я глазами отыскивала вражеские самолеты, напрягала слух, стараясь различить в вое ветра шум моторов. В итоге научилась различать самолеты по одному звуку движков — за что меня и наградили.

Вторую медаль за отвагу Екатерина Ивановна получила уже на Втором Белорусском фронте, куда ее определили после окончания Битвы за Москву.

— Мы отбили деревню у немцев, — вспоминает она. — Жители нам рассказали, что один из местных подался в полицаи, а дочка его связалась с немецким офицером и подсказывала, кого стоит отправить в лагерь… Полицай и офицер успели сбежать, а девушку бросили. Она скрылась в лесах, ее поймать не могли.

Тут Екатерине Ивановне помог случай. Она не курила махорку, поэтому однополчане с ней менялись: отдавали сахар, конфеты. А сладкое связистка берегла для ребят, которых встречала в городах и селах.

— Пока командиры думали, как же найти предательницу, ко мне подошел мальчонка, которого я угощала, и сказал, что знает, где найти девушку, — вспоминает она. — Я схватила винтовку и немедля пошла за ним. С его помощью нашла землянку, где она скрывалась, и отвела ее в деревню.

Орден Красной Звезды Екатерина Ивановна получила вместе с единственным ранением. После задания она возвращалась с напарником в часть, но по пути столкнулась с двумя немецкими разведчиками. В завязавшейся перестрелке товарищ Екатерины Ивановны и один из лазутчиков погибли, а девушка осталась один на один с тренированным диверсантом.

— Было страшно, очень, — честно говорит она. — Но я пересилила страх, прицелилась и попала ему в плечо. Немца опрокинуло на землю, и я сразу бросилась к нему, на ходу расстегивая ремень — чтобы связать его, пока не опомнился. План сработал: с помощью данных, полученных от пленного, Красная армия смогла без боя взять несколько селений.

На все вопросы о своем здоровье Екатерина Ивановна лишь лукаво улыбается.

— Слышать стала чуть хуже, да устаю немного от пеших прогулок, — говорит она. — Но в уходе не нуждаюсь, сама все могу. Это от того, что у меня зла на сердце нет — кто добр, тот без труда век жизни разменяет!

Новости партнеров
Полезные ссылки