Небо ее перетянуло: история «ночной ведьмы» Татьяны Макаровой

На фото слева направо: Татьяна Макарова и Вера Белик. Фото из архива музея Татьяны Макаровой

Когда говорят о защитниках Отечества, сложно представить маленькую хрупкую женщину. Такой была Татьяна Макарова, Герой Советского Союза. Корреспондент сайта газеты «Южные горизонты» в преддверии Дня защитника Отечества посетила Пищевой колледж №33, где уже много лет работает музей в память о советской летчице и узнала о том, какой же была одна из «Ночных ведьм» Татьяна Макарова.

Начало и выбор

Руководитель музея 46-го гвардейского полка Юлия Плетнева и историк авиации Светлана Чудинова рассказали, что Таня в 1935 году закончила 7 класс в школе №12, а затем поступила в Московский механико-технологический техникум пищевой промышленности — нынешний Пищевой колледж №33. Работники музея отметили, что девушка в юности занималась спортом, пением и была «хорошисткой».

— Очень живая, подвижная, компанейская. У нее было много приятелей. В школе и в техникуме подтягивала отстающих по точным наукам.

С 1939 года, после выпуска из колледжа, Таня работала техником-кондитером на фабрике «Большевик», совмещая это с подготовкой летчиков в аэроклубе.

— Дело она свое любила. Поэтому выбор летать или работать на фабрике был достаточно сложным. Нельзя сказать, что вопрос был в деньгах, потому что платили и там, и там. Ей надо было выбрать именно то, что ближе. Спустя год метаний, небо ее перетянуло и с той поры летчик-инструктор Макарова себе не изменяла.

Работать в авиаклубе ей безумно нравилось. Татьяна во время полета спокойно могла рассказывать курсанту о том, как устроен самолет и одновременно выполнять «мертвую петлю». А потому совсем не удивительно, что первый самостоятельный полет для нее был достаточно легким. Тяжелыми были только отказы на прием в военные школы. В те годы считалось, что женщины не могут быть бойцами. Выход нашелся в обучении на инструктора.

— Инструктором Татьяна была хорошим. С 1940 года она работала просто в аэроклубе, а потом из этого создали авиационную школу первоначального обучения. Кстати там все инструкторы-летчики сразу получали звание сержанта, а курсантов готовили планомерно к поступлению в военное авиационное училище.

На фото слева направо: Вера Белик и Татьяна Макарова. Фото из архива музея

Когда объявили о начале войны, летчица Таня просилась на фронт, но ее не пускали. Связано это было с тем, что она, по сути, готовила бойцов  – так объяснял ей майор. Это было правдой, но горячее желание защитить Родину не утихало.

«Ночные ведьмы»

В 1941 году Герой Советского Союза Марина Раскова начала формировать женскую авиационную часть, состав которой позже поделили на три группы: 46-й Таманский авиационный полк ночных бомбардировщиков, 586-й истребительный и 125-й Борисовский бомбардировочный. В первый попала Татьяна.

Марина Раскова для девушек являлась живой легендой. Это при том, что на момент формирования женских авиаполков ей было 29 лет. Она взвалила на свои плечи организацию женской авиачасти. Нужно было набрать бойцов, обучить, обеспечить вооружением, вывезти на фронт и чтобы они еще и воевали. Марина Раскова прожила всего 30 лет, но за свою короткую жизнь успела многое. Летчицы брали с нее пример практически во всем, даже постригались все коротко, как она. 

В 1942 летчицы прибыли на фронт. Девушек определили в состав 218-й авиационной дивизии. Татьяну уже в звании старшины назначили командиром звена 588-го ночного легкобомбардировочного авиационного полка, 46-м гвардейским он стал в 1943. Именно на фронте сформировался знаменитый экипаж Татьяны Макаровой и Веры Белик, которая была штурманом. Позже девушек стали называть «неразлучниками»: вместе в небе, вместе на земле, вместе погибли.

Тогда,  в первые годы войны, видя, как фашисты наступают, практически каждый был готов отдать все, лишь бы отомстить. За однополчан, друзей и весь советский народ.

Советский летчик, штурман 46-го гвардейского ночного бомбардировочного Таманского Краснознаменного ордена Суворова полка, гвардии капитан Лариса Литвинова (в девичестве Розанова) рассказала в своей документальной повести «Летят сквозь годы», что иногда Татьяна вспоминала и удивлялась тому, как раньше у нее была такая простая, такая «земная» профессия. Работать на кондитерской фабрике и управлять самолетом По-2 – размах большой.

Интересно, что По-2 до войны использовали только в тренировочных целях: они достаточно легкие, занимали мало места для посадки и просты в управлении.

— Считалось, что эту машину сложно поломать специально. Она прощала многие ошибки. Кроме того, была настолько тихоходна и так низко летала, что считалось, если у нее откажет двигатель, то она спланирует и благодаря своим большим крыльям спокойно сядет. Места для посадки По-2 надо очень мало, около 100-150 метров ему хватит еще и на взлете.

На них практически нельзя было разбиться, разве что, сгореть. Все потому, что сделаны они были из фанеры и сгорали за считанные минуты. Некоторые военные называли их «этажерками» или «партами». У них не было никакого оборонительного оружия, но на крыльях были оборудованы бомбодержатели, на которые подвешивалось по 200 килограммов бомб. Маленькие самолетики сбрасывали в ночи смертоносный груз на фашистские вооружения, базы, подходы.

Основной задачей 46-го Таманского полка была бомбежка вражеских эшелонов — не дать противнику подтягивать резервы.

Татьяна Макарова (по центру) на фронте. Фото из архива музея

У Татьяны это получалось отлично, за свою жизнь она совершила более 600 боевых вылетов. А потому, когда братья-техники подарили женскому полку самолет с надписью «Лучшему комсомольскому экипажу», его вручили именно ей. Инициатором такого решения была командир полка Евдокия Бершанская, так как Татьяна являлась одной из лучших летчиц и всегда отлично справлялась с боевыми заданиями.

Февраль 1943 года, и как бы это не было символично именно 23 число, подарил авиаполку новое звание — Гвардейский. А потому Татьяна уже в звании лейтенанта и на должности командира эскадрильи выполняла свой долг с еще большим рвением. Вот только из-за дружеских отношений со всеми ей было тяжело соблюдать субординацию, и появились мысли покинуть должность. На какое-то время сомнения утихли, но 31 июля в бою над Кубанью погибли 8 девушек. Это стало сильнейшим ударом для Татьяны – она отказалась от должности и попросила понижения до командира звена.

Начальник штаба Ирина Ракобольская в своих мемуарах вспоминала: «При каких-то перестановках в 1943 году мы назначили Макарову командиром эскадрильи. Их экипаж уже тогда был из лучших в полку. Но командовать эскадрильей Таня не сумела. Слишком весела, добра была, строевого в ней было мало, не как у Смирновой (капитан гвардии 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка Мария Смиронова — прим. автора). Да и не хотелось ей быть начальником. Пришлось отпустить ее и назначить командиром звена. А Белик была отличным штурманом эскадрильи, но не захотела разлучаться с Таней, просила ее понизить до штурмана звена. Просьбу ее удовлетворили...».

В 1943 году советская авиация пугала и уничтожала фашистскую армию с неистовой силой. Их бомбили практически постоянно: и ночью, и днем. Возможно, тогда и появилось у 46-го гвардейского полка второе название – «Ночные ведьмы».

— Есть такая замечательная книжка, которая так и называется. Написала ее Раиса Аронова – одна из летчиц этого полка. Насколько нам известно, до того как эта книга вышла из печати, подобное словосочетание не употреблялось. Но есть легенда, что немцы называли этих летчиц так, потому то они появляются в небе по ночам, шумят, мешают, кидают бомбы и практически на метлах. На метлах, потому что По-2 был сделан из фанеры.

Но если для немцев они были ведьмами, то для сослуживцев, скорее, феями. В особо трудные времена девушки сбрасывали морским батальонам мешки с продовольствием и боеприпасами. Кроме того, выполняли и другое задание: подавление катеров противника. Экипаж Макаровой-Белик затопил и повредил несколько вражеских судов.

Однополчанка Лариса Литвинова писала в своей книге «Летят сквозь годы» о представлении Татьяны Макаровой к награждению вторым орденом Красного Знамени: «С 7 по 19 сентября 1943 года Макарова участвовала в Новороссийской операции по разгрому немецких оккупантов. Несмотря на сложные метеоусловия в горной местности, делала по 7-8 боевых вылетов в ночь, все вылеты отличались большой эффективностью и точностью выполнения».

При жизни Татьяну наградили трижды: двумя орденами Красного Знамени и орденом Отечественной войны первой степени. Уже после смерти, указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии ей присвоили звание Героя Советского Союза и наградили орденом Ленина.

Последний раз Татьяна Макарова вышла в небо 25 августа 1944 года. Экипаж Макаровой-Белик сбил немецкий истребитель над линией фронта в Польше. Смерть девушек ранила всех. Позже весь полк с дикой болью мстил за подруг. На немцев все чаще падали бомбы, некоторые из них с надписью «За Таню и Веру».

В память о небесных феях

Макет захоронения Татьяны Макаровой и Веры Белик в городе Остроленке (Польша). Фото: Виктория Биятова, «Вечерняя Москва»

Сегодня 46-му гвардейскому ночному бомбардировочному авиационному полку посвящен музей в Пищевом колледже №33. Он был создан в апреле 1967 года Самуилом Гендиным, а для посещения открыт 9 мая 1968 года.

Большая часть экспонатов от однополчанок. Есть некоторые вещи, которые передала младшая сестра Татьяны Макаровой Вера. Это было в 60-е годы. Но передела она совсем немного, так как жили они достаточно бедно, особенно после гибели Тани. Мать и Вера остались вдвоем, у них была конечно пенсия, но все равно большая часть одежды Тани перешивалась для Веры и просто износились. У нас есть несколько учебников, ее письма домой, документы на ее курсантов, которые она заполняла.

Коллекция экспонатов пополняется до сих пор. Случайно найденные фотографии или вещи часто передают дети и родственники однополчанок Татьяны Макаровой, иногда предметы приобретаются на интернет-аукционах.

Кроме музея на территории колледжа расположен необычный памятник.

Памятник Татьяне Макаровой на территории Пищевого колледжа №33. Фото: Виктория Биятова, «Вечерняя Москва»

Он возведен во дворе колледжа в 1983 году. Его сделал скульптор Юрий Дремин. Ему удалось передать портретное сходство, потому что Таня действительно похожа сама на себя. Очень удачный памятник, он в виде пропеллера, на котором закреплен портрет летчицы и кратко написана ее история, боевые заслуги.

На открытии мемориала присутствовали студенты, преподаватели и однополчанки Татьяны Макаровой. А в конце марта 2023 у скульптуры будет юбилей – 40 лет.

– Мы любим наш памятник. Всегда можно на него посмотреть и сказать: «ну что, Макар, как твои дела?». Макаром ее называли в полку, прозвище такое было.

Помощь с неба

Сотрудники музея верят, что женский авиаполк помогает и сегодня. Светлана и Юлия рассказали, что часто, когда они прилетают куда-то для поиска новых экспонатов, знакомств или документов, всегда хорошая погода.

— Мы путешествовали как-то по местам боевой славы в Краснодарском крае, Крыму — вылетали по дождю, прилетали по солнцу. Все время пока там находились, погода была прекрасная. Стоило нам улететь, ливни накрывали и Крым, и Краснодарский край. В Керчи народ ходил по колено в воде. И мы решили, что девчонки до поры до времени держали погоду, а потом наверное подустали.

Но это не единственный интересный случай. Однажды девушки помогли найти сыну летчицы Ирины Себровой место захоронения своей прабабушки. Территориально они понимали где это, оставалось только доехать. Местные жители говорили, что из-за размытых дорог они не смогут добраться до кладбища, но все прошло отлично.

Память о летчице Татьяне Макаровой и женских авиаполках сохраняется не столько благодаря музею или скульптуре, сколько благодаря людям, которые помнят и чтят подвиги защитниц Родины. Например, сейчас сотрудницы Пищевого колледжа №33 совместно с родственниками и друзьями девушек-летчиц снимают художественно-исторический фильм. «Приказ на взлет», посвященный 1940 годам». Юлия Плетнева и Светлана Чудинова выступают в роли соавторов сценария и главных консультантов.

Они сражались за Родину. И несмотря на горечь утрат, Таня Макарова, как и многие другие советские граждане, осталась собой. Такой же доброй и чуткой. Да, скорее всего мы не научимся летать как Таня, не станем героями. Но ее пример. Пример жизнелюбия, искренности, отзывчивости и настоящей человечности. И пока наша память бережно хранит такие примеры прошлого можно верить в светлое будущее.