Бывших летчиков не бывает

На фото летчик-истребитель Вячеслав Елисеев. Фото: Надежда Ходарева, «Вечерняя Москва»

Летчик-истребитель Вячеслав Елисеев, сейчас живущий в районе Донской, 36 лет назад вышел на пенсию после 30 лет службы в авиации. За военные годы он побывал в Забайкалье, Калининграде, Крымске и на Новой Земле. Корреспондент «Южных горизонтов» пообщалась с ветераном и узнала о годах службы в авиации.

Вячеслав родился в 1951 году. О службе он начал мечтать еще в детстве, когда ему было 5 лет.

На фото Вячеслав Елисеев в летном костюме. Фото: личный архив Вячеслава Елисеева

— Все родственники знали, что я буду летчиком, — с улыбкой вспомнил Вячеслав Васильевич.

В 1973 году, когда ему было 22 года, он окончил Армавирское высшее военное авиационное Краснознаменное училище летчиков в Краснодарском крае. В 2021 году образовательному учреждению исполнилось 80 лет со дня создания, а во времена учебы Вячеслава Елисеева оно было единственным в своем роде в Советском Союзе. Выбор образовательного учреждения будущему истребителю помогли сделать в военкомате. После выпуска из училища Вячеслав служил по распределению в Калининграде. В течение трех лет, как и в остальные годы службы, летчик выполнял поставленную руководством задачу — нести боевое дежурство. От него требовалось следить в небе за пролетающими над территорией страны иностранными бортами, чтобы те не выходили из своих воздушных трасс, или за неопознанными целями.

— Наша морская граница в Балтийском море была 12 миль, а дальше шли нейтральные воды. То есть мог летать кто угодно беспрепятственно. Когда они заходили в границу 100-километровой зоны нас поднимали из Калининграда, мы выстраивались и сопровождали иностранные боевые борта. Определяли тип самолета, принадлежность стране, потому что там летали все страны НАТО: и Франция, и Англия, и ФРГ, — рассказал Вячеслав Елисеев.

На фото портрет Вячеслав Елисеев и памятное пожелание преподавателя училища будущему летчику. Фото: личный архив Вячеслава Елисеева

Летчик отметил, что над территорией, которую военнослужащие Союза охраняли от нарушения границ, разведчики пролетали через Советский Союз в Прибалтику на береговых патрульных самолетах «Орион», тактических американских Canberra и не только.

— Иностранные летчики знали, что мы их сопровождали. Они даже пытались нами управлять на чисто русском языке. У меня был позывной 224. Один раз я запросил дать информацию о цели, потому что самолет ушел в облака. И тот летчик на русском ответил: «224, цель справа, отдаление 15». Дальше слышу: «224, кто вами управляет? Не слушать ни чьи команды, цель слева, отдаление три». И как раз из облаков вышел самолет «канберра», — вспомнил Вячеслав Елисеев.

Он объяснил, что летчик «вражеской» армии мог спокойно дать русскому команду «уничтожить» своего же товарища в соседнем самолете. Обычно летчики патрулировали по парам.

В 1976 году его перевели в Забайкальский военный округ в поселок при станции Безречная на границе с Китаем, на стыке с Монголией.

— Мы сидели в готовности. Когда у китайского учебного полка «Хайлар» начинались полеты, нас сажали на самолеты для полетного перехвата реальной цели — самолетов иностранных стран, — рассказал ветеран.

В Безречной Елисеев получил звание капитана в 1977 году, а также квалификацию первого класса, налетав более 500 часов.

— В Безречной было гораздо труднее жить. Там дикое место, никуда не выйти, комары заедают и никакой цивилизации. И улететь невозможно. Но зато очень дружно там жили с семьями сослуживцев, — отметил Вячеслав.

Дальше его служба продолжилась на Новой Земле или как ее еще называли Архангельск-56. По словам летчика, вместе с ним в авиационном полку служили три эскадрильи численностью 500 человек, из которых примерно 100 были в летном составе.

Пейзаж Новой Земли, портреты Вячеслава Елисеева и групповое фото летчиков. Фото: личный архив Вячеслава Елисеева

— Была система такая: если один без семьи, то один год службы, а так два. В первый раз в 1979 году поехал один. Потом заменился в Мончегорск, это одна и та же воздушная армия, а потом уже в 1983 году вернулся на два года с семьей, — рассказал Вячеслав Елисеев.

Новая Земля не примечательна своей природой, зато богата животными, скалами и частыми метелями, из-за которых ничего не видно на расстоянии вытянутой руки. Для жителей архипелага построили Дом офицеров, школу с детским садом, спортивный комплекс, кафе и магазины.

За время службы на Новой Земле летчик нес боевое дежурство. Каждое утро командиры составляли график смен.

— Сидели в готовности. Есть три степени готовности. Первая — в самолете, вторая — в дежурном звене в высотном костюме, а третья — без костюма, когда отдыхаешь. День-ночь по 12 часов, — добавил Вячеслав Васильевич.

Ветеран рассказал, что примерно до 1960-х годов над Новой Землей летали американские самолеты-разведчики SR-71, которые считались самыми быстрыми в мире. Их разработали для исследования советских территорий в северных районах. Самолеты летали через весь СССР на Северный полюс. После снабжения аэродрома архипелага советскими сверхзвуковыми высотными всепогодными истребителями-перехватчиками дальнего радиуса действия МиГ-31 американские летчики перестали нарушать границы.

На фото самолеты, на которых летал Вячеслав Елисеев за время службы и учебы в училище. Фото: личный архив Вячеслава Елисеева

В 1985 году летчик на два года поехал служить в Крымск. Там он также нес боевое дежурство.

— После северов даже не знал, что так можно жить. Всегда лето! — посмеялся Вячеслав Елисеев.

Капитан военно-воздушных сил Союза рассказал, что за все время службы летал на чехословацком учебном L-29, советском реактивном истребителе МиГ-17, учебно-тренировочном истребителей УТИ МиГ-15.

— В основном я пролетал на автоматическом ракетном комплексе перехвата Як-28П.

Кроме своих прямых обязанностей, летчик каждый год дважды прыгал с парашютом и совершал одно наземное катапультирование при помощи специального тренажера имитирующего спасение из самолета. Также он с сослуживцами два раза в год ездил на учения, чтобы не растерять навыки: перехватывание контрольных целей, воздушный бой между собой, полеты, стрельба и не только.

На фото грамота за успехи в организации воинского учета, портреты Вячеслава Елисеева во время службы и самолет, на котором летал ветеран. Фото: личный архив Вячеслава Елисеева

Служба летчика-истребителя закончилась в 1987 году по состоянию здоровья. Как сказал Вячеслав Васильевич, служить дальше уже не хотелось.

На фото Вячеслав Елисеев вместе со своими сослуживцами. Фото: личный архив Вячеслава Елисеева

— Вначале по 120 часов летали, чтобы класс быстрее получить, потом по 55-60, чтобы подтвердить класс и деньги получить. Полеты длились примерно 35-37 минут, — рассказал Вячеслав Елисеев.

Свою первую медаль ветеран получил еще в училище «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» в 1970 году. Потом, во время службы, летчика наградили медалью Жукова, «55 лет Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» и другими почетными знаками.

Недавно Вячеслав Елисеев начал работать в Совете ветеранов района Донской председателем комиссии по увековечиванию памяти защитников Отечества. В его задачах проверить захоронения на Донском и Даниловском кладбищах.

— Мне предложили и я согласился. Да еще стало много свободного времени и хотел чем-то заниматься. А эта работа будет в удовольствие, — отметил ветеран.

Бывших летчиков не бывает. Все, кто поднялся в небо, уже не забудут свои первые полеты и те ощущения, которые они испытывали, сидя в кабине пилота. Вячеслав Васильевич вспоминает каждый подъем в небо с радостью и желанием петь.