Пекинская опера и необычные маски: в библиотеке №146 начался Культфест

Маски, расписанные своими руками. Фото: Анастасия Карно

В честь завершения Китайского Нового года сотрудники библиотеки№146 решили познакомить своих посетителей с культурой и традициями восточных стран. Они придумали серию мероприятий под названием «Культфест». Корреспондент сайта газеты «Южные горизонты» 26 февраля посетила первую встречу, которую организаторы посвятили Китаю. На мероприятии, которое состояло из лекции и мастер-класса, гостям не только рассказали о пекинской опере, но еще поделились секретами нанесения грима и создания театральной маски. 

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Что первое приходит на ум, когда мы слышим о Китае? Синонимы и ассоциации с этой страной просты: чай, терракотовая армия и панды. Сотрудница библиотеки №146 Моника Хуцешвили в рамках первой встречи «Культфеста» познакомила гостей еще с одной отличимой чертой Китая — пекинской оперой. Жанр появился еще в XVIII веке и полноценно сформировался к середине XIX века. Такой вид оперы зародился в столице Китая — в Пекине, отсюда он и получил свое название. Еще у жанра есть другое наименование Цзинси. В буквальном переводе это означает «столичный театр».

В основе такого театрального искусства заложены религиозные обряды, к которым относятся с почтением. Практически все сюжеты берут свое начало из древних легенд о божествах. К примеру, на одном из показанных гостям фрагментах, артисты пели о Солнце, которое должно зайти во дворец, чтобы победить злых духов. Для этого актеры, играющие добрых персонажей, били в барабан и бубен. А таких существ отгоняли красным цветом.

В Пекинской опере популярны сюжеты и об исторических событиях Китая. К примеру, легенды об императоре Цинь Шихуанди. Интересно, что популярны не только такие сказания, но еще и истории о доблестных героях и их любви к красавицам. Это такие спектакли, как «Прощай, моя наложница», «Переполох в Небесных чертогах» и «Нефритовый браслет».

Во время вступительной лекции спикер подчеркнула, что в отличие от обычной оперы в пекинской присутствуют не только пение, но и диалоги. Еще разница заключается в исполнении партий. В отличие от традиционной школы оперы, артисты пекинского театра поют задней гортанью и практически не открывают рот.

Посетители мастер-класса примерили получившиеся маски. Фото: Анастасия Старостина, «Вечерняя Москва»

— Пекинская опера — одна из наиболее популярных форм китайского традиционного сценического искусства. С 2010 года она включена в Список нематериального культурного наследия человечества Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры, — отметила Моника Хуцешвили.

Интересно еще то, что в пекинской опере не может выступить кто угодно. В Китае есть специальные детские сады, в которых ребят с малых лет учат декламации, пению, танцам и боевым искусствам. В таком учреждении учился актер Джеки Чан.

ПЕРСОНАЖИ И МАСКИ

В Пекинской опере есть несколько стандартных персонажей, которые никогда не меняются. Это называется актерским амплуа. Некоторые роли актер может играть всего пару лет, а некоторые подойдут ему в любом возрасте. Самым известным является персонаж Шен. Такое амплуа герой может играть только до 30 лет. В дословном переводе Шен означает «герой». Его задача побеждать злых духов или спасать красавиц. Следующий персонаж — это Хуалянь. Его можно играть в любом возрасте. Он может быть как злым, так и добрым героем, но самая заметная черта его внешности — это сильно раскрашенное лицо. Обычно это маска или несколько смешанных красок на лице с различными узорами, не имеющие смысловой нагрузки.

Примеры и краски для работы по созданию  масок. Фото: Анастасия Старостина, «Вечерняя Москва»

Как в Древней Греции, так и в Пекинской опере, если зритель посмотрит на персонажа, то уже сможет сказать добрый он или злой. И если в первом случае все определялось выражением лица на маске, то во втором главную роль играет ее цвет, который может иметь несколько значений.

— Красная маска показывает «процветание», «мудрость» и «храбрость», синяя говорит о «стойкости», «свирепости» и «хитрости», желтая означает «вспыльчивость», «жестокость и подлость», а белый цвет означает «злобу», «коварство», но иногда она может показать и «юмор, находчивость и доброту глуповатого человека», — пояснила Моника.

Сотрудник библиотеки рассказала, что последние два цвета это амплуа антагониста  — персонажа, который противодействует главному герою на пути к достижению его целей.

Одной из самых популярных масок, которая используется практически в каждом спектакле, является маска черного цвета. Она показывает зрителю, что персонаж, находящийся перед ним, обладает такими качествами, как «добродетель», «прямодушие» и «честность». Воины и их помощники носят маски зеленого цвета, который означает «храбрость», «безрассудство» и «силу».

— В Китае сейчас практически отменили маски в театре. Их заменили на обычный грим, причем актер наносит его сам, без чьей-либо помощи. Он имеет свой цвет, который придает персонажу соответствующий характер, — рассказала Моника Хуцешвили.

За работой. Фото: Анастасия Старостина, «Вечерняя Москва»
Гость мастер-класса Владимир Коломыйченко в маске, которую он изготовил. Фото: Анастасия Старостина, «Вечерняя Москва»

МАСТЕР-КЛАСС

После лекции о пекинской опере гостям предложили самостоятельно сделать театральную маску, которую потом можно было забрать домой.

Мастер-класс начался с того, что перед каждым гостем положили чистую маску, и продемонстрировали несколько примеров того, как ее можно украсить. Цвета и узор каждый мог выбрать самостоятельно. Желающим посоветовали сначала наметить узор карандашом, а после приступить к работе с гуашью. Во время работы в зале включили тихую и спокойную музыку, погрузившую гостей в умиротворенное и расслабленное состояние. Своим впечатлением от мероприятия поделился участник Владимир Коломыйченко.

— Мне понравилось проводить вечер именно за этим занятием. Мероприятие получилось не очень масштабным, но оттого не менее уютным и теплым. Я на таком мастер-классе впервые, но от этого, он не менее интересен для меня, — рассказал Владимир.

Стандартное нанесение грима длится около часа, но гостям настолько понравился мастер-класс, что все мероприятие заняло более трех часов. Каждый старался сделать свою маску уникальной, добавляя различные символы, например, инь-янь или золотые линии, которые показывают доблесть генералов и принадлежность их к высоким чинам. Нередко на актере можно было заметить грим серого цвета. Эти цвета в основном используются для фантастических персонажей. С их помощью можно показать приведений, проявляющих жестокость и равнодушие.

Мероприятие по росписи масок пекинской оперы — это только начало «Культфеста». В марте гости смогут сделать красивые китайские фонарики и настоящую экибану. Подробности и анонсы мероприятий будут публиковать на странице учреждения в социальных сетях или на официальном сайте Объединения культурных центров Южного административного округа.

Всегда интересно соприкасаться с другой культурой. Любопытно понимать, что в восточных странах многие вещи отличаются от европейских стандартов. Культура часто выступает своеобразным телепортом опыта. И человек напрямую может перенять традиции любой страны и народов через литературу, театр и много другое. Это было актуально тысячелетия назад, актуально сейчас и, конечно, будет актуальным в будущем.