Мастер и его Маргариты, или Три судьбы жен самого мистического писателя

На фото булгаковед Ирина Горпенко-Мягкова. Фото: личный архив

«Женщины вдохновляют нас на великие дела, но вечно мешают нам их творить» — так звучит одна известная цитата из знаменитого «Портрета Дориана Грея» Оскара Уайльда. Наверное, она иронично и как нельзя лучше отражает безграничное значение женщины в жизни мужчины. О своей судьбе и трех не менее великих женах великого Михаила Булгакова в преддверии 8 Марта рассказала корреспонденту сайта газеты «Южные горизонты» жительница района Донской, булгаковед Ирина Горпенко-Мягкова.

Записки юного психоневролога

Ирина Горпенко-Мягкова родилась 28 мая 1951 года в Москве. Она отучилась на медика-психолога, а после вуза нашла работу психоневрологом. У нее были различные командировки. Для лечения детей и общения с их семьями ее отправляли в интернаты, которые находились в Нидерландах, на Сахалине и в Сергиевом Посаде.

На Сахалине была четыре года. Туда привезла ребятам почти четыре мешка книг и пластинок. Именно там я начала проводить первые поэтические вечера. Моя работа была практически такой же, как и в «Записках юного врача» Михаила Булгакова. Меня отправили в глубинку, где практически нет цивилизации. А я, как теоретик-психоневролог, не имеющий практики, помогала людям.

От старой работы вынудила отказаться смерть отца и сестры. Пережив семейную трагедию и вернувшись из Сахалина домой, в 1979 году Ирина устроилась в «Гудок». По ее словам, так не было задумано изначально, она искала другой вектор и направление для себя, чтобы пережить личную потерю. В редакцию она пришла наугад, «посмотреть», а нашла не только свое место, но и будущего мужа.

При написании статьи использованы материалы из книги Бориса Мягкова. Фото: личный архив Ирины

В «Гудке» Ирина познакомилась с Борисом Мягковым. Он был булгаковедом и собирал информацию и неизвестные факты о писателе. Ирина часто составляла ему компанию в походах по музеям и экскурсиям. Ей настолько понравилось погружаться в историю автора, что она решила стать литературоведом-самоучкой, который специализировался на Булгакове.

— Сначала меня взяли обработчицей писем. Интересно, что Михаил Булгаков в свое время тоже занимался такой работой. Представьте, что вам вываливается на стол огромная груда писем, а ваше оружие это ножницы и скрепки, которыми вы вскрываете послания в редакцию. Каждый раз было неизвестно, что там может быть. Бывали очень неприятные случаи. Народ выражал свои эмоции по поводу газеты и советской власти ну очень по-разному.

Через несколько лет работы в отделе почты ей разрешили пройти двухгодичные курсы, после которых она стала корреспондентом. В газете она публиковала разные материалы, делала репликации фельетонов.

И вот наконец Ирине доверили делать интервью. За время работы в газете она провела встречи с двумя женами Михаила Булгакова. С первой из них, с Татьяной Лаппой, литературовед пообщалась в 1981 году.

«Саратовская гимназистка»

Редакция газеты «Гудок» неожиданно послала меня в Туапсе, где жила Татьяна Лаппа со своим третьим мужем Давидом Кисельгофом. Он скончался в 1974 году, и после этого к ней стали приезжать разные литературоведы, в том числе Мариэтта Чудакова и Лидия Яновская и создатель киевского музея «Дом Турбиных» Анатолий Кончаковский для того, чтобы поговорить с ней о Булгакове.

Первая жена Михаила Булгакова. Фото: архив экскурсовода Алексея Беклемышева

Татьяна Лаппа была дочерью председателя Казенной палаты Николая Лаппа. В 1904 году она поступила в Саратовскую Мариинскую гимназию. Переезд и новое место обучения Татьяны были связаны со статусом отца, они часто перемещались по стране. Летом 1908 года в Киеве произошла их встреча с Михаилом Булгаковым. Между молодыми людьми вспыхнула искорка, однако родители Татьяны не разрешали им женится. Это было связано с бедным положением Булгакова. Но сила любви одержала победу и родители Лаппы сдались. Пара обвенчалась в 1913 году.

Татьяна помогала Михаилу Булгакову в то время когда он был военным врачом. В своих мемуарах она писала, что ассистировала ему во время операций по ампутации рук и ног пострадавших солдат.

В 1917 году Михаил Булгаков пристрастился к морфию. Сначала он принимал препарат с целью облегчить аллергические реакции на антидифтерийный препарат, который тот принимал, опасаясь дифтерии после операций.

Татьяна Лаппа была верной «женой декабриста» в самые непростые годы жизни тогда еще не писателя, а молодого врача. В смоленской глуши Татьяна не дала мужу погибнуть от морфинизма, а в 1920 году во Владикавказе выходила его от тифа. Там Булгаков начал пробовать себя в драматургии.

Состояние, опьяненное препаратом, отразилось в рассказе «Морфий», завершенном в 1927 году. Татьяна Лаппа стала прототипом персонажа Анны Кирилловны.

Я увидела женщину, которая как бы выпала из этого времени. Она будто бы из другого века. Это была не фотомодель, а хрупкая, худенькая и маленькая женщина с очень настороженным взглядом, который показывал, что она не слишком доверчива.

Рукописи Михаила Булгакова. Фото: личный архив экскурсовода Алексея Беклемышева

Ирина в тот момент поняла, что такой Татьяну сделала ее жизнь. Этот человек не был открыт миру. Татьяна Лаппа была благородной: она не испытывала ревности к другим женам Булгакова, не принимала любую клевету в свой или чужой адрес.

У нее была та манера, о которой потом литературовед Мариэтта Чудакова скажет «саратовская гимназистка». Так называли людей, которые умели показать себя в обществе. То, что остается в памяти навсегда после общения с ней, — это уровень преданности, нежелание врать и себя представлять в каком-то более выгодном свете.

Татьяна Лаппа и Михаил Булгаков прожили вместе 11 лет до 1924 года. Причиной их расставания стало увлечение писателя другими женщинами. Одной из них стала Любовь Белозерская.

Соавтор Булгакова

Вторая жена Михаила Булгакова Любовь Белозерская. Фото: личный архив экскурсовода Алексея Беклемышева.

Со второй женой Булгакова, Любовью Белозерской, Ирина Горпенко-Мягкова пообщалась на культурном вечере, который та проводила в 1985 году, за два года до ее смерти. Это был совсем другой человек. Ирина вспомнила, что к тому времени Любовь уже написала три собственных книги «О, мед воспоминаний», «У чужого порога» и «Воспоминания».

Любовь Белозерова была женщиной совершенно другой культуры. Это «человек Европы». Она умела одеваться, играть, притворяться. В мужчинах она искала практичность, внимание и возможность для реализации. 

Любовь Белозерская была выпускницей Демидовской женской гимназии, которая находилась в Санкт-Петербурге. Там девушек обучали иностранным языкам и азам педагогики. Еще Любовь окончила балетную студию. До знакомства с Михаилом Булгаковым была замужем за журналистом Ильей Василевским, который был известен под псевдонимом «Не-Буква». В 1920 году, следуя за супругом, в Париже Любовь выступала в балетных труппах. А Илья Василевский издавал собственную газету «Свободные мысли», в скором времени прекратившую свое существование из-за отсутствия средств. Спустя два года пара переехала в Берлин, где Василевский начал сотрудничать со «сменовеховской» просоветской газетой «Накануне». В издательстве в то время печатали очерки и фельетоны Булгакова.

Брак с Василевским начал рушиться в последние месяцы 1923 года, когда пара переехала в Москву. В начале января 1924 года на вечере, устроенном редакцией «Накануне» в честь писателя Алексея Толстого, недавно вернувшаяся из-за границы, Любовь Евгеньевна познакомилась с Михаилом Булгаковым. В 1925 году танцовщица и писатель поженились. Их брак выпал на тот период, когда популярность Булгакова набирала обороты. Она, как его муза, тоже получала свое должное внимание от публики, и ей это нравилось.

— Она была талантливым партнером Михаила Булгакова. Вместе с ним они придумали сюжеты к таким произведениям как: «Дни Турбиных», «Багровый остров», «Зойкина квартира». Еще Белозерская помогала мужу в работе над пьесой о Мольере, переводя оригинал с французского, которым свободно владела. Она подсказала ввести в будущий роман «Мастер и Маргарита» образ главной героини, чтобы несколько сократить перевес мужских персонажей в этом произведении. 

Своей же жене Булгаков посвятил роман «Белая гвардия», повесть «Собачье сердце» и пьесу «Кабала святош».

Любовь Белозерская очень сильно повлияла на писателя. Например, сюжет известной пьесы «Бег» Булгаков составил благодаря живым рассказам его второй жены. Она делилась с писателем воспоминаниями об эмиграции и эмигрантах, о Константинополе и Париже. Это послужило источником вдохновения для писателя.

Но в начале 1929 года начались сложности в семейной жизни. Булгакову приходилось работать над произведениями с большими перерывами, так как его благоверная нарушала покой и атмосферу для создания произведений. Любовь часто разговаривала по телефону, чем мешала мужу. Он заявил супруге, что в таких условиях не работал даже писатель Федор Достоевский. На что получил ответ: «Но ты же не Достоевский!». Это стало последним шагом на пути к разводу.

— Этот человек до последнего сохраняла свой статус. С ней общаться было на самом деле было сложно. Она не то чтобы лукавила, но держала марку. Последнее качество было отличительной чертой у всех трех жен. Потом я узнала, что, когда к ней приходила Мариетта Чудакова, она не открыла ее торт и попросила его выбросить. Думаю, именно это и характеризует ее, как весьма высокомерного человека.

Хранительница литературного наследия

Михаил Булгаков и Елена Шиловская. Фото предоставлено пресс-службой музея имени Даля

Взять интервью у Елены Шиловской, третьей жены Михаила Булгакова, Ирина не смогла, та умерла в 1970 году, когда будущий булгаковед проходила обучение в институте. Но исследователь творчества писателя составила ее портретный очерк.

— С ее личностью я познакомилась через литературного критика Владимира Лакшина, который тесно общался с моим мужем Борисом Мягковым. Владимир тоже являлся булгаковедом и написал много статей о семье Михаила Афанасьевича.

Еще знакомство с образом третьей женой Булгакова произошло у Ирины благодаря рисункам советского художника-графика Надежды Рушевой, которая успела запечатлеть ее.

Елена Шиловская была выпускницей Ломоносовской гимназии, находившийся в Риге. Там располагалась старейшая рижская средняя русская школа для девочек. Воспитанницы, во времена юности Елены, изучали Закон Божий, иностранные языки, точные науки и педагогику. Закончила образовательное учреждение Шиловская в 1911 году. За 18 лет до знакомства с Булгаковым Елена успела вступить в брак два раза и родить двух детей от последнего мужа — Евгения Шиловского.

И вот, 28 февраля 1929 года, во время Масленицы она встречает уже известного писателя, журналиста и драматурга Михаила Булгакова в московском доме художников Моисеенко. Их первая встреча произошла у общих знакомых. Из воспоминаний Елены: «Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь». Но молодые люди были несвободны: Елена еще была замужем за Евгением Шиловским, а Булгаков женат на Любови Белозерской. Финалы обоих браков состоялись в октябре 1932 года. В этом же году пара поженилась.

Спустя год, в марте 1933 года Булгаков передал Елене доверенность на заключение договоров с издательствами и театрами по поводу своих произведений, а также на получение авторских гонораров. Елена Шиловская печатала под диктовку все произведения писателя 1930 годов. В это же время она начинает вести дневник о жизни Булгакова по его же просьбе. Записи женщина делала в течении семи лет до последнего вздоха писателя.

При прочтении дневника Елены булгаковеды заметили одну интересную деталь: в совместной жизни пары не было ни одной ссоры. Создавалось впечатление, что они были созданы друг для друга. В Елене писатель обрел не только настоящего друга и возлюбленную, но и свою музу, литературного секретаря и биографа, преданную и неутомимую сотрудницу. В свою очередь третья жена Булгакова полностью посвятила себя ему и его работе.

Рукописи романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Фото: личный архив экскурсовода Алексея Беклемышева

— Елена обладала страстью к нему и его творчеству. Именно об этой черте ее характера писал Михаил Булгаков в своем личном дневнике, который тот скрывал от посторонних глаз, включая саму Елену. Она была живой и помогала автору вести второй дневник, который позже вместе с первым окажется на столе чиновников Комитета Государственной Безопасности.

В 1939 году здоровье Булгакова стало резко ухудшаться, он стал терять зрение, а после врачи выявили гипертонический нефросклероз — болезнь почек. В то время писатель начал диктовать жене последний вариант романа «Мастер и Маргарита». Елена, по словам булгаковеда, и стала прототипом той самой Маргариты — образом настоящей и всепоглощающей любви.

Булгаков скончался на руках у Елены Сергеевны 10 марта 1940 года в возрасте 48 лет. До конца дней вдова писателя сделала все возможное, чтобы память о нем осталась в веках. Она позаботилась о сохранении авторского архива, включавшего редкие фотографии, незаконченный роман и ряд оригинальных рассказов, повестей и очерков.

Все три жены Михаила Афанасьевича несомненно были его музами: спасающими, любящими и вдохновляющими. Каждая по-своему внесла вклад в его творчество. Они все оставили неизгладимый след в жизни и творчестве писателя и были интересными и яркими личностями. Каждая была предана ему: кто-то в болезни, кто-то в творчестве, а кто-то после самой смерти. Как известно за каждым сильным мужчиной стоит не менее сильная женщина. Так получилось и с Булгаковым.

Такой сильной женщиной можно назвать и нашего булкаговеда Ирину Горпенко-Мягкову. Ее муж Борис Мягков умер в 2004 году. После утраты она решила продолжить их совместное дело. Она стала сотрудничать с Музеем Булгакова, где создала научно-методический отдел в память о муже. И кто знает, если бы в жизни Михаила Булгакова не было бы его трех жен, а Борис Мягков не встретил бы свою супругу в «Гудке», удалось бы нам почитать ставшие классикой романы и узнать так много о биографии самого автора?!