Мастер и его Маргариты, или Три судьбы жен самого мистического писателя
![](https://www.ugorizont.ru/wp-content/uploads/sites/39/2023/03/0355-irina-gorpenko-23-dekabrya-2014-1024x990.jpg)
«Женщины вдохновляют нас на великие дела, но вечно мешают нам их творить» — так звучит одна известная цитата из знаменитого «Портрета Дориана Грея» Оскара Уайльда. Наверное, она иронично и как нельзя лучше отражает безграничное значение женщины в жизни мужчины. О своей судьбе и трех не менее великих женах великого Михаила Булгакова в преддверии 8 Марта рассказала корреспонденту сайта газеты «Южные горизонты» жительница района Донской, булгаковед Ирина Горпенко-Мягкова.
Записки юного психоневролога
Ирина Горпенко-Мягкова родилась 28 мая 1951 года в Москве. Она отучилась на медика-психолога, а после вуза нашла работу психоневрологом. У нее были различные командировки. Для лечения детей и общения с их семьями ее отправляли в интернаты, которые находились в Нидерландах, на Сахалине и в Сергиевом Посаде.
— На Сахалине была четыре года. Туда привезла ребятам почти четыре мешка книг и пластинок. Именно там я начала проводить первые поэтические вечера. Моя работа была практически такой же, как и в «Записках юного врача» Михаила Булгакова. Меня отправили в глубинку, где практически нет цивилизации. А я, как теоретик-психоневролог, не имеющий практики, помогала людям.
От старой работы вынудила отказаться смерть отца и сестры. Пережив семейную трагедию и вернувшись из Сахалина домой, в 1979 году Ирина устроилась в «Гудок». По ее словам, так не было задумано изначально, она искала другой вектор и направление для себя, чтобы пережить личную потерю. В редакцию она пришла наугад, «посмотреть», а нашла не только свое место, но и будущего мужа.
![](https://www.ugorizont.ru/wp-content/uploads/sites/39/2023/03/5022081197_0-1-300x225.jpg)
В «Гудке» Ирина познакомилась с Борисом Мягковым. Он был булгаковедом и собирал информацию и неизвестные факты о писателе. Ирина часто составляла ему компанию в походах по музеям и экскурсиям. Ей настолько понравилось погружаться в историю автора, что она решила стать литературоведом-самоучкой, который специализировался на Булгакове.
— Сначала меня взяли обработчицей писем. Интересно, что Михаил Булгаков в свое время тоже занимался такой работой. Представьте, что вам вываливается на стол огромная груда писем, а ваше оружие это ножницы и скрепки, которыми вы вскрываете послания в редакцию. Каждый раз было неизвестно, что там может быть. Бывали очень неприятные случаи. Народ выражал свои эмоции по поводу газеты и советской власти ну очень по-разному.
Через несколько лет работы в отделе почты ей разрешили пройти двухгодичные курсы, после которых она стала корреспондентом. В газете она публиковала разные материалы, делала репликации фельетонов.
И вот наконец Ирине доверили делать интервью. За время работы в газете она провела встречи с двумя женами Михаила Булгакова. С первой из них, с Татьяной Лаппой, литературовед пообщалась в 1981 году.
«Саратовская гимназистка»
— Редакция газеты «Гудок» неожиданно послала меня в Туапсе, где жила Татьяна Лаппа со своим третьим мужем Давидом Кисельгофом. Он скончался в 1974 году, и после этого к ней стали приезжать разные литературоведы, в том числе Мариэтта Чудакова и Лидия Яновская и создатель киевского музея «Дом Турбиных» Анатолий Кончаковский для того, чтобы поговорить с ней о Булгакове.
![](https://www.ugorizont.ru/wp-content/uploads/sites/39/2023/03/admin-ajax-1-300x248.jpg)
Татьяна Лаппа была дочерью председателя Казенной палаты Николая Лаппа. В 1904 году она поступила в Саратовскую Мариинскую гимназию. Переезд и новое место обучения Татьяны были связаны со статусом отца, они часто перемещались по стране. Летом 1908 года в Киеве произошла их встреча с Михаилом Булгаковым. Между молодыми людьми вспыхнула искорка, однако родители Татьяны не разрешали им женится. Это было связано с бедным положением Булгакова. Но сила любви одержала победу и родители Лаппы сдались. Пара обвенчалась в 1913 году.
Татьяна помогала Михаилу Булгакову в то время когда он был военным врачом. В своих мемуарах она писала, что ассистировала ему во время операций по ампутации рук и ног пострадавших солдат.
В 1917 году Михаил Булгаков пристрастился к морфию. Сначала он принимал препарат с целью облегчить аллергические реакции на антидифтерийный препарат, который тот принимал, опасаясь дифтерии после операций.
Татьяна Лаппа была верной «женой декабриста» в самые непростые годы жизни тогда еще не писателя, а молодого врача. В смоленской глуши Татьяна не дала мужу погибнуть от морфинизма, а в 1920 году во Владикавказе выходила его от тифа. Там Булгаков начал пробовать себя в драматургии.
Состояние, опьяненное препаратом, отразилось в рассказе «Морфий», завершенном в 1927 году. Татьяна Лаппа стала прототипом персонажа Анны Кирилловны.
— Я увидела женщину, которая как бы выпала из этого времени. Она будто бы из другого века. Это была не фотомодель, а хрупкая, худенькая и маленькая женщина с очень настороженным взглядом, который показывал, что она не слишком доверчива.
![](https://www.ugorizont.ru/wp-content/uploads/sites/39/2023/03/4bff5845-936e-435f-bd62-32c21a7eb06c-e1678123429938.jpg)
Ирина в тот момент поняла, что такой Татьяну сделала ее жизнь. Этот человек не был открыт миру. Татьяна Лаппа была благородной: она не испытывала ревности к другим женам Булгакова, не принимала любую клевету в свой или чужой адрес.
— У нее была та манера, о которой потом литературовед Мариэтта Чудакова скажет «саратовская гимназистка». Так называли людей, которые умели показать себя в обществе. То, что остается в памяти навсегда после общения с ней, — это уровень преданности, нежелание врать и себя представлять в каком-то более выгодном свете.
Татьяна Лаппа и Михаил Булгаков прожили вместе 11 лет до 1924 года. Причиной их расставания стало увлечение писателя другими женщинами. Одной из них стала Любовь Белозерская.
Соавтор Булгакова
![](https://www.ugorizont.ru/wp-content/uploads/sites/39/2023/03/admin-ajax-2.jpg)
Со второй женой Булгакова, Любовью Белозерской, Ирина Горпенко-Мягкова пообщалась на культурном вечере, который та проводила в 1985 году, за два года до ее смерти. Это был совсем другой человек. Ирина вспомнила, что к тому времени Любовь уже написала три собственных книги «О, мед воспоминаний», «У чужого порога» и «Воспоминания».
— Любовь Белозерова была женщиной совершенно другой культуры. Это «человек Европы». Она умела одеваться, играть, притворяться. В мужчинах она искала практичность, внимание и возможность для реализации.
Любовь Белозерская была выпускницей Демидовской женской гимназии, которая находилась в Санкт-Петербурге. Там девушек обучали иностранным языкам и азам педагогики. Еще Любовь окончила балетную студию. До знакомства с Михаилом Булгаковым была замужем за журналистом Ильей Василевским, который был известен под псевдонимом «Не-Буква». В 1920 году, следуя за супругом, в Париже Любовь выступала в балетных труппах. А Илья Василевский издавал собственную газету «Свободные мысли», в скором времени прекратившую свое существование из-за отсутствия средств. Спустя два года пара переехала в Берлин, где Василевский начал сотрудничать со «сменовеховской» просоветской газетой «Накануне». В издательстве в то время печатали очерки и фельетоны Булгакова.
Брак с Василевским начал рушиться в последние месяцы 1923 года, когда пара переехала в Москву. В начале января 1924 года на вечере, устроенном редакцией «Накануне» в честь писателя Алексея Толстого, недавно вернувшаяся из-за границы, Любовь Евгеньевна познакомилась с Михаилом Булгаковым. В 1925 году танцовщица и писатель поженились. Их брак выпал на тот период, когда популярность Булгакова набирала обороты. Она, как его муза, тоже получала свое должное внимание от публики, и ей это нравилось.
— Она была талантливым партнером Михаила Булгакова. Вместе с ним они придумали сюжеты к таким произведениям как: «Дни Турбиных», «Багровый остров», «Зойкина квартира». Еще Белозерская помогала мужу в работе над пьесой о Мольере, переводя оригинал с французского, которым свободно владела. Она подсказала ввести в будущий роман «Мастер и Маргарита» образ главной героини, чтобы несколько сократить перевес мужских персонажей в этом произведении.
Своей же жене Булгаков посвятил роман «Белая гвардия», повесть «Собачье сердце» и пьесу «Кабала святош».
Любовь Белозерская очень сильно повлияла на писателя. Например, сюжет известной пьесы «Бег» Булгаков составил благодаря живым рассказам его второй жены. Она делилась с писателем воспоминаниями об эмиграции и эмигрантах, о Константинополе и Париже. Это послужило источником вдохновения для писателя.
Но в начале 1929 года начались сложности в семейной жизни. Булгакову приходилось работать над произведениями с большими перерывами, так как его благоверная нарушала покой и атмосферу для создания произведений. Любовь часто разговаривала по телефону, чем мешала мужу. Он заявил супруге, что в таких условиях не работал даже писатель Федор Достоевский. На что получил ответ: «Но ты же не Достоевский!». Это стало последним шагом на пути к разводу.
— Этот человек до последнего сохраняла свой статус. С ней общаться было на самом деле было сложно. Она не то чтобы лукавила, но держала марку. Последнее качество было отличительной чертой у всех трех жен. Потом я узнала, что, когда к ней приходила Мариетта Чудакова, она не открыла ее торт и попросила его выбросить. Думаю, именно это и характеризует ее, как весьма высокомерного человека.
Хранительница литературного наследия
![](https://www.ugorizont.ru/wp-content/uploads/sites/39/2023/03/glm-ku-12909-91-m.a.-bulgakov-i-e.s.-bulgakova-shilovskaya_1_1-1-1024x863.jpg)
Взять интервью у Елены Шиловской, третьей жены Михаила Булгакова, Ирина не смогла, та умерла в 1970 году, когда будущий булгаковед проходила обучение в институте. Но исследователь творчества писателя составила ее портретный очерк.
— С ее личностью я познакомилась через литературного критика Владимира Лакшина, который тесно общался с моим мужем Борисом Мягковым. Владимир тоже являлся булгаковедом и написал много статей о семье Михаила Афанасьевича.
Еще знакомство с образом третьей женой Булгакова произошло у Ирины благодаря рисункам советского художника-графика Надежды Рушевой, которая успела запечатлеть ее.
Елена Шиловская была выпускницей Ломоносовской гимназии, находившийся в Риге. Там располагалась старейшая рижская средняя русская школа для девочек. Воспитанницы, во времена юности Елены, изучали Закон Божий, иностранные языки, точные науки и педагогику. Закончила образовательное учреждение Шиловская в 1911 году. За 18 лет до знакомства с Булгаковым Елена успела вступить в брак два раза и родить двух детей от последнего мужа — Евгения Шиловского.
И вот, 28 февраля 1929 года, во время Масленицы она встречает уже известного писателя, журналиста и драматурга Михаила Булгакова в московском доме художников Моисеенко. Их первая встреча произошла у общих знакомых. Из воспоминаний Елены: «Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь». Но молодые люди были несвободны: Елена еще была замужем за Евгением Шиловским, а Булгаков женат на Любови Белозерской. Финалы обоих браков состоялись в октябре 1932 года. В этом же году пара поженилась.
Спустя год, в марте 1933 года Булгаков передал Елене доверенность на заключение договоров с издательствами и театрами по поводу своих произведений, а также на получение авторских гонораров. Елена Шиловская печатала под диктовку все произведения писателя 1930 годов. В это же время она начинает вести дневник о жизни Булгакова по его же просьбе. Записи женщина делала в течении семи лет до последнего вздоха писателя.
При прочтении дневника Елены булгаковеды заметили одну интересную деталь: в совместной жизни пары не было ни одной ссоры. Создавалось впечатление, что они были созданы друг для друга. В Елене писатель обрел не только настоящего друга и возлюбленную, но и свою музу, литературного секретаря и биографа, преданную и неутомимую сотрудницу. В свою очередь третья жена Булгакова полностью посвятила себя ему и его работе.
![](https://www.ugorizont.ru/wp-content/uploads/sites/39/2023/03/photo_2023-03-07_10-04-24-1024x742.jpg)
— Елена обладала страстью к нему и его творчеству. Именно об этой черте ее характера писал Михаил Булгаков в своем личном дневнике, который тот скрывал от посторонних глаз, включая саму Елену. Она была живой и помогала автору вести второй дневник, который позже вместе с первым окажется на столе чиновников Комитета Государственной Безопасности.
В 1939 году здоровье Булгакова стало резко ухудшаться, он стал терять зрение, а после врачи выявили гипертонический нефросклероз — болезнь почек. В то время писатель начал диктовать жене последний вариант романа «Мастер и Маргарита». Елена, по словам булгаковеда, и стала прототипом той самой Маргариты — образом настоящей и всепоглощающей любви.
Булгаков скончался на руках у Елены Сергеевны 10 марта 1940 года в возрасте 48 лет. До конца дней вдова писателя сделала все возможное, чтобы память о нем осталась в веках. Она позаботилась о сохранении авторского архива, включавшего редкие фотографии, незаконченный роман и ряд оригинальных рассказов, повестей и очерков.
— Все три жены Михаила Афанасьевича несомненно были его музами: спасающими, любящими и вдохновляющими. Каждая по-своему внесла вклад в его творчество. Они все оставили неизгладимый след в жизни и творчестве писателя и были интересными и яркими личностями. Каждая была предана ему: кто-то в болезни, кто-то в творчестве, а кто-то после самой смерти. Как известно за каждым сильным мужчиной стоит не менее сильная женщина. Так получилось и с Булгаковым.
Такой сильной женщиной можно назвать и нашего булкаговеда Ирину Горпенко-Мягкову. Ее муж Борис Мягков умер в 2004 году. После утраты она решила продолжить их совместное дело. Она стала сотрудничать с Музеем Булгакова, где создала научно-методический отдел в память о муже. И кто знает, если бы в жизни Михаила Булгакова не было бы его трех жен, а Борис Мягков не встретил бы свою супругу в «Гудке», удалось бы нам почитать ставшие классикой романы и узнать так много о биографии самого автора?!