Между молотом и наковальней

2 февраля 2023 года. Юрий Крылов с железным цветком, сделанном в кузнице «Коломенского». Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

Кузнец — мастер на все руки. Он и коня подкует, и воину клинок подготовит, хозяйку порадует новым набором сковород и кастрюль, фонарь, чтобы в темноте не плутать, сделает... Но и сегодня найти представителей этой профессии можно: кузнец пятого разряда Юрий Орлов, например, уже восемь лет радует посетителей музея-заповедника «Коломенское» своим мастерством.

Глядя на то, как движется Юрий, сомневаться в том, что он хозяин в своей кузне, не приходится — мужчина в обожженном фартуке не делает ни единого лишнего движения, разжигая горн.

— Я начал ковать лет десять назад, — вспоминает он. — Началось все — не поверите! — с деревянного стола. Еще в детстве начал увлекаться резьбой по дереву, делал игрушки, фигурки зверей, шкатулки... А вот в 2014 году вырезал стол. Красивой столешница получилось, а ножки мне совсем не нравились.

Тогда Юрий решил обратиться за советом к знакомому кузнецу. Тот, посетовав на то, что очень много работы, пошутил: «Да такому мастеру, как тебе, выковать что-то самому проблемы не представляет»!

— Вроде дружеская шутка, а в голове задержалась, — говорит кузнец. — В одну из поездок на дачу купил железо, поставил небольшой примитивный горн и принялся за работу. А когда друг освободился от своего крупного заказа и приехал в гости, сразу сказал, что у меня талант, который нельзя зарывать в землю.

Кованная подставка. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

В 2016 году Юрий решил окончательно связать свою жизнь с кузнечным делом и прошел государственную аттестацию. Самоучка сразу получил пятый разряд, выше которого есть только звание мастера-кузнеца.

— Тогда же и пришел в «Коломенское» по рекомендации товарища, — рассказывает он. — Могу сказать честно, о своем решении ни капли не жалею. Такое чувство, что здесь, в кузне, всегда и было мое место.

В это легко поверить — почти все инструменты Юрия сделаны его собственными руками, а в его почтительном обращении к наковальне — «кормилица» — слышно искреннее уважение и любовь к ремеслу.

— Ну а как ее еще назвать? — улыбается он. — Кормилица она и есть. Наковальни, кстати, у всех кузнецов разные и по форме, и по высоте. Первое, конечно, из эстетических соображений, а вот второе очень важно: кузнец должен стоя спокойно положить кулак на наковальню, иначе удары молота будут выматывать. По этому редкий кузнец согласится работать на чужом месте.

В разгоревшемся горне начинает подвывать пламя, и Юрий кладет в огонь небольшой кусочек металла — скоро работа начнется.

— Вообще кузнецы довольно суеверные люди, — говорит он. — Мало того, что есть универсальные приметы — не садиться на наковальню, не брать чужой инструмент, так у каждого мастера есть какой-то свой обычай, которому он старается следовать. Я вот, например, работаю без перчаток, а один мой коллега молится перед тем, как разжечь огонь в горне. Наконец-то из горна появляется раскаленный добела брусок металла, и Юрий жестом просит отойти подальше. Железо оказывается между молотом и наковальней — и во все стороны летят раскаленные крошки. Звучные удары оглушают, но быстро сменяются тишиной, стоит кузнецу вернуть заготовку в огонь.

— Дело, конечно, не самое полезное для здоровья, — не скрывает очевидного Юрий. — С физической точки зрения работа тяжелая, громкая настолько, что хоть беруши надевай. А искры видели? Это называется «окалина» — маленькие осколки раскаленного металла. Стоит такой попасть на кожу, так она сразу же оставит ожог. Поэтому техника безопасности в работе была на первом месте даже в древности.

К слову, кузница в «Коломенском» максимально приближена к реалиям того времени: единственный механизм, который здесь есть, — это кузнечные меха, помогающие быстрее разжечь горн и легче поддерживать нужную температуру пламени.

— Для меня никакой проблемы в этом нет, — говорит Юрий. — Я в конце-то концов кузнец именно ручной ковки, так что бесконечно далек от пневматических молотов. У меня вся работа индивидуальная, без штамповки. Но, конечно, в современной кузне работа сильно упрощена автоматикой.

Кузню вновь наполняет шум: Юрий, добившись нужной формы от заготовки, достал что-то напоминающее тупой топор и, приставив его к металлу, с силой ударил по нему молотом. Довольный результатом, кузнец вернул железо в огонь.

— То, что я сейчас сделал, называется рубкой металла, — объясняет он. — Это лишь одна из многих мастерских техник, которые нужно освоить настоящему кузнецу. И я не говорю о принципах ковки дамасской стали! Это базовые знания, без которых делать у горна нечего.

С этими словами Юрий запускает клещи в угли и достает оттуда заготовку. Молот начинает со звоном опускаться, но под ним уже не брусочек металла: на наковальне лежит маленькая улитка.

— Вот посмотрите, — улыбается кузнец, беря поделку в руки. — Вроде грубая работа, а что-то хрупкое и красивое все равно может получиться. Главное — стараться и верить в себя.

Новости партнеров