Режиссер, заслуженный артист РФ Николай Лекарев: Я тот самый Барон

8 апреля отмечается Международный день цыган. А где еще можно узнать о культуре рома, как не в театре «Ромэн»? Корреспондент «Южных горизонтов» побеседовал с актером, режиссером и заведующим музыкальной частью театра — Николаем Лекаревым.
Николай Григорьевич, недавно состоялась премьера вашего спектакля «Рождественский переполох» по пьесе «Пока она умирала». В свое время на экранах шел фильм по ней же — «Приходи на меня посмотреть» с участием Олега Янковского и Ирины Купченко. Не было страха?
Не могу сказать, что страх, но определенное волнение было. В свое время на меня этот фильм тоже произвел достаточное впечатление своей энергетикой, своей темой. Естественно, когда я взялся за сценическую редакцию, не так просто было из пьесы на 70 страниц сделать 35, оставив ключевые моменты. Но это все моя собственная интерпретация.
Как я понимаю, музыку вы написали свою?
Да, музыка оригинальная. Слова написала Радмила Богданова — это моя дочь, она драматург и композитор. Но так получилось, что, когда я приступил к постановке, нужны были хорошие стихи, которые не передают целостного содержания персонажей, а создают атмосферу иронии. Я не просто так решил ставить спектакль именно в жанре лирической комедии, где нет хороших или плохих героев. Свою сущность они должны выражать своими репликами. И уже во время читки я понял, что мне нужны в определенных местах стихи.
И Рада в этом очень помогла. На семь стихотворений я написал романсы и лирические песни. Но мне было сложновато, ведь наш театр специфический, цыганский. Естественно, когда зритель приходит в театр, то ждет ярких цыганских песен и танцев. Но и «оцыганивать» русскую пьесу я не собирался.
Вы работаете в национальном театре, зачем вам еще и ансамбль?
Все идеи только в формате театра реализовать невозможно. В «Ромэне», кроме меня, есть еще режиссеры. А у меня есть собственные проекты. И их я делаю со своим ансамблем. У нас и фестивальные программы есть. Мы и в Польше выступали, и в Германии. В концертном зале «Мир» представление давали к 40-летию образования Международного цыганского союза.
Вы выросли в Харькове, где рос нынешний художественный руководитель театра Николай Николаевич Сергиенко. Пересекались в детстве?
Конечно. Тем более что мы троюродные братья – наши бабушки родные сестры. Он приезжал к нам. Помню, как снимался в фильме «Молодые» и приехал в Харьков. Я еще учился в школе, по-моему, в четвертом классе. А в Харькове висели плакаты с ним. Он приехал неожиданно, помню, отец меня разбудил ночью, заставил играть. А потом Сергиенко спросил меня: «Кем хочешь стать?». Ответил: «Артистом». Стал.
А сниматься в кино хотели?
Конечно. Когда вышел на экраны фильм «Неуловимые мстители», я даже написал на «Мосфильм» письмо с просьбой взять в кино. Потом была эстрада, цыганский мюзик-холл в Ярославской филармонии… А когда родился четвертый ребенок — сын после трех дочерей, понял, что пора осесть. Позвонил художественному руководителю «Ромэна» Николаю Алексеевичу Сличенко и попросился в театр. Он пригласил на художественный совет. Я прошел отбор и с 1986 года успешно тружусь здесь. И сын с супругой здесь служат. И старшая дочь с мужем здесь работают, и средняя дочь Наташа, так что все нормально.
У вас была суперпопулярная роль Барона в сериале «Кармелита», после которой вас все узнавали. Интересные случаи в связи с этим происходили?
Не то слово, популярность была оглушительная. После фильма был фурор. Помню, пригласили в Карачаево-Черкесию, у моего знакомого была предвыборная компания в муниципалитет. И он просил приехать, поддержать. Он говорит: «Что делать — не знаю, все плакаты содрали». А встреча вот-вот должна быть. Боялся, что народ не придет. Смотрю, мужчина на лошади скачет. Я одолжил лошадь — и верхом по городу. Что творилось, не описать! По всему городу слух: Барон, Барон, сейчас на площади будет выступать Барон. И когда подъехали на площадь ровно через 40 минут, там было 15 тысяч человек. Все просили сфотографироваться и оставить автограф. Никому не отказал.
Потом приезжаю в Сочи, идет молодая пара, на руках маленький ребенок, которому три года. Родители спрашивают: «Кто это?» Он отвечает: «Барон». И родители говорят, что назвали Николаем в мою честь. Всех случаев интересных даже не перечесть. Наверное, уйду на пенсию — буду писать мемуары.
А почему сейчас вас практически не получается увидеть на экранах?
Мне периодически присылают на почту сценарии, но, когда прочитаю, ничего, кроме негатива, не остается. Даже не хочу говорить, какие роли предлагают. Мне это не нравится. Перезванивают продюсеры, уговаривают, мол, почему отказываюсь, там хорошие гонорары. А я отвечаю: «Это мое право — согласиться или отказаться. Никогда не буду играть людей, которых мне по жизни неприятно играть». Мне предлагают сыграть то наркобарона, то мафиози, то руководителя секты, который занимается торговлей органами. Я отказываюсь, объясняя, чтоуменя11 внуков: кто в институте учится, кто в школе, и чтобы потом на моих внуков показывали пальцем, что их дедушка такой-то и такой… А ведь люди верят тому, что происходит на экране. После «Кармелиты» прошло уже столько лет, а люди узнают и благодарят: «Спасибо вам за такую светлую роль!» И это приятно. Я не страдаю от того, что не снимаюсь в кино. Слава богу, нет недостатка в работе, у меня есть любимый театр, где могу себя реализовать как режиссер, как композитор. Работы хватает. Кроме этого, я музыкальный руководитель. А пока человек работает, он движется. А пока он движется, жив!
По своим музыкальным произведениям не думали выпустить диски?
Конечно, хотелось бы, так как их у меня около 70–80, точно не подсчитывал. Но, опять-таки, на это нужно время.
Раньше были пластинки, потом диски, сейчас перешло на цифру. Но на ней же нельзя оставить автограф…
В том-то и дело. Иногда подходят, протягивают флешку и просят расписаться… А где на ней расписаться? Я бы с удовольствием, но где на этом кусочке расписаться? Я понимаю, что век технологий, но на диске можно было расписаться — это живое. Пришел век технологий, и никуда от этого не деться.
Что для вас значит Южный округ?
Мы выступали в парке «Царицыно», на концертной площадке. Я люблю здесь петь. Здесь всегда теплая атмосфера. И люди прекрасно встречают. Так что я искренне и от всей души желаю жителям Южного округа всего самого прекрасного!
ДОСЬЕ
Николай Григорьевич Лекарев родился 22 декабря 1957 года в семье потомственных артистов, ведущих родословную от хоровых цыган. Окончил режиссерский факультет РАТИ-ГИТИС, курс Иоакима Шароева.
В 2011 году как режиссер поставил в цыганском театре «Ромэн» спектакль «Подкова счастья».