Курица на голове, или История русского кокошника

На фото кокошники из Костромской губернии. XIX век. Фото: Наталья Бурняшева, «Вечерняя Москва»

Во дворце Алексея Михайловича Музея-заповедника «Коломенское» 12 апреля открыли выставку «Кокошник. Традиции красоты». В первые минуты экспозиция произвела неизгладимое впечатление на посетителей и журналистов. Корреспондент сайта газеты «Южные горизонты» одна из первых увидела кокошники XVIII века.

Торжественное открытие и почетные гости 

На фото кокошники из Казанской губернии. Фото: Наталья Бурняшева, «Вечерняя Москва»

Открытие долгожданной выставки в «Коломенском» началось с торжественной части для гостей. С приветственным словом выступило руководство музея, а также партнеры, помогавшие в создании экспозиции. Ими стали представители Национального музея Республики Татарстан, которые передали для выставки 64 экспоната, и Этнографического музея Казанского федерального университета.

— Ранее в 2018 году мы уже участвовали в создании выставки в «Коломенском». А сегодня я впервые приставляю тут Национальный музей Республики Татарстан. Уверена, что впереди нас ждет много новых выставочных проектов, — сказала директор Национального музея Республики Татарстан Алиса Вяткина.

Торжественное открытие экспозиции «Кокошник. Традиции красоты» посетил и заведующий Этнографическим музеем Казанского федерального университета Арслан Миндалиев.

— Нам очень приятно, что наш небольшой музей причастен к такой выставке, которая станет одним из главных культурных достижений столицы. Наши проекты и связь Москвы и Казани будет только расти и крепнуть.

На фото куратор выставки «Кокошник. Традиции красоты» Наталья Дроздова. Фото: Наталья Бурняшева, «Вечерняя Москва»

На торжественной части с гостями вышла пообщаться и куратор выставки Наталья Дроздова.

— Наша культура меняется, как и мы: давно уже нет традиции покрывать голову женщинам в обычной жизни. Однако выяснилось, что традиции красоты оказались самими живучими.  Это видно и по тому, что по сей день многие художники вдохновляются русским костюмом, создают его реплики. Подготавливая выставку, я не захотела остаться в узкой направленности и показывать только кокошники – женский головной убор. Поэтому на выставке вы увидите также и платки.

История и происхождение кокошника

После торжественной части гостей мероприятия и посетителей «Коломенского» ждала кураторская экскурсия по выставке «Кокошник. Традиции красоты». Ее провела куратор Наталья Дроздова. Экскурсию она начала с рассказа об истории происхождения слова «кокошник». Дословно оно обозначает «курица» или «наседка» и происходит от древнерусского слова «кокошь».

Точная дата появления кокошника не известна, но к X веку уже существовали женские головные уборы, напоминающие привычный всем кокошник. Интересно, что в документах, датированных XVII веком, слово «кокошник» фигурирует впервые.

— Этот головной убор бытовал не только в крестьянской среде. Шло время, он трансформировался, и позже, в советскую эпоху, возникли новые традиции его ношения. Самые ранние кокошники на этой выставке – двурогие, которые происходят в основном из Поволжья. По своему типу это «близкий родственник» знакомого всем треугольного владимирского головного убора. Именно эти экземпляры датируются серединой XVII века.

На фото: Очелья (Начельники) из Среднего Поволжья. Вторая половина XIX века. Фото: Наталья Бурняшева, «Вечерняя Москва»

У самых старших экспонатов задняя часть выполнена из узорчатого или золототканного шелка. Это отечественный материл: в конце 1760-х годов появились указы о создании шелкоткачества в нашей стране. Изначально ткань создавалась с орнаментами, распространенными в странах Европы, и только потом она начала приобретать исконно русские элементы.

— Что касается создания кокошников, то это — работа профессионалов и целых мастерских. Ее не выполняли народные рукодельницы, так как такую конструкцию и отделку человеку своими руками создать достаточно сложно. Поэтому кокошник были дорогим предметом гардероба и его передавали из поколения в поколение.

Символизм кокошника 

Форма и украшение головного убора зависели также и от места, в котором его создавали и носили. В центральном регионе были наиболее распространены кокошники в виде плоской шапочки. Считается, что именно такой внешний вид головного убора также был у кормилиц, которые работали в дворянских семьях.

На фото (слева направо): 1. Кика Новогородская (XIX век), 2.Кика Новогородская, Псковская или Тверская губерния. 3. Кика Новогордская, Тверсккая губерния. Фото: Наталья Бурняшева, «Вечерняя Москва»

— Одним из видов кокошника была «кика новгородская», который особенно любили боярские жены. Такой головной убор датируется концом XVIII – началом XIX веков. В витрине мы показали три варианта головных уборов и костюмов для женщин из центрального региона, Олонецкой и Казанской губерний. Одежда у женщин была примерно одинаковая, однако именно кокошник выступал отличительным признаком, который указывал на социальный статус обладательницы.

Символизм головного убора на Руси корнями уходит в язычество. На выставке показали сразу несколько видов рогатых кокошников. На Руси считали, что такой образ должен был защитить свою владелицу от злых духов и любой нечисти. Особенно часто «рогатые» кики надевали молодые женщины после рождения первого ребенка, чтобы благодаря устрашающему внешнему виду защитить свое чадо. Такие головные уборы были распространены в Воронежской области. Часто женщины в киках могли зайти в церковь, откуда их поспешно выгоняли. Это привело к изменениям формы кокошника: рожки начали делать мягче и меньше. Есть мнение, что вид головного убора, призванный отпугивать нечисть, помогал не только своей обладательнице, но и будущим поколениям.

Современный взгляд

Внимание на выставке привлекли не только яркие кокошники, но и некоторые посетительницы, которые пришли в «Коломенское» в своих головных уборах. Одной их них была Марьяна Скуратовская — историк костюма.

— Если честно, у меня есть целая коллекция таких современных кокошников: и с росписью, и сделанные под популярные бренды. На самом деле их необязательно вписывать в стилизованный образ. Сегодня этот вид головного убора можно носить с чем угодно: хотите с джинсами или даже с белой майкой. То, что у меня на голове, это не кокошник, а венец — вид головного убора, который оставляет волосы открытыми. Кокошник же носили замужние женщины, у которых волосы должны были быть закрыты.

На фото посетительница выставки, историк костюма Марьяна Скуратовская. Фото: Наталья Бурняшева, «Вечерняя Москва»

Марьяна Скуратовская хорошо разбирается в теме истории костюмов.

— Однажды меня попросили подготовить и прочитать лекцию о кокошниках. Одна из участниц мероприятия оказалась дизайнером современных кокошников. Она разрешила нам примерить их и рассмотреть. После окончания лекции другие посетительницы ушли домой как минимум с несколькими новыми головными уборами. Мне тоже очень понравились кокошники: они очень удобны, держат волосы и не дают им падать на лицо. После этого я стала покупать еще и еще. Кстати, девушек с такой же страстью к кокошникам с каждым годом я вижу все больше. Одна моя знакомая сама сделала себе два кокошника и отправилась с ними в путешествие по Европе. Нас должно быть больше!

На выставке «Кокошник. Традиции красоты» представили подлинники древних женских и девичьих головных уборов. Посетить выставку стоит не только из-за ее важного исторического и культурного значения, но и для формирования личного взгляда на этот аксессуар. Возможно, вскоре его современный вариант появится и в вашем гардеробе.

Увидеть подлинные «традиции красоты» можно до 18 июля 2023 года.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

  • После указов императора Петра I внешний вид городских жителей изменился и стал соответствовать европейской моде. Однако, крестьянам удалось сохранить традиционный русский костюм вместе с кокошниками.
  • У кокошника очень много видов, в которых могут путаться даже эксперты. Среди наиболее распространенных названий выделяют: «кику», «головку», «наклонник», «ряска» и «шеломок».
  • Кокошники в 19 веке были очень дорогими. Для сравнения: килограмм свинины мог стоить 30 копеек, а традиционный головной убор — до 300 рублей ассигнациями.
  • Замужние женщины носили кокошник, закрывающий волосы, а свободные девушки могли носить головной убор, позволяющий демонстрировать красоту своих волос.
  • Возродила моду на традиционные головные уборы Екатерина II.