Труженица тыла Анна Олоквина: Я честно прожила свою интересную жизнь

На фото ветеран Великой Отечественной войны и труженица тыла Анна Олоквина. Фото: предоставили в Совете ветеранов

Коренной москвичке Анне Павловне Олоквиной 18 февраля исполнилось 99 лет. Жительница района Донской встретила Великую Отечественную войну молодой семнадцатилетней девушкой, копая рвы, работая на лесозаготовке и авиационном заводе больше 35 лет. Почтительная, организованная и трудолюбивая Анна Олоквина ушла на пенсию в должности ведущего инженера по статистическим испытаниям.

В последние два года о труженице тыла заботятся сотрудники из Дома ветеранов Москвы и Центра социального обеспечения. Они приносят ветерану продукты и помогают по хозяйству. А волонтеры подарили Анне Павловне холодильник и стиральную машину.

Юность накануне войны

Личный архив ветерана. Фото: Совет ветеранов

Не только война хотела отобрать у Анны Павловны самое ценное — родных людей. Потери начались еще в детстве. Анне было 6 лет, когда ее отец попал под трамвай и погиб. Девочка осталась с матерью и двумя братьями. В 1930 году они переехали в Москву. Через восемь лет их дом сгорел, а семье пришлось временно поселиться в доме «Красный уголок».

— Я очень хорошо помню тот день. Это было 28 августа 1938 года, праздник Успения Пресвятой Богородицы, в восемь часов вечера. Мы сгорели до нуля. Через два года после пожара заехали в новую коммунальную квартиру на Ленинском проспекте. Дом был построен в 1939-1940 годы. На углу здания есть мемориальная доска о том, что это — дом культурного наследия и он охраняется государством, — вспоминает Анна Павловна.

Начало Великой Отечественной войны Анна Павловна встретила в новой квартире. Семья еще не успела обустроить свой новый дом. У них ничего не было из мебели.

Жизнь в тылу во время войны

В 1940 году Анна Павловна поступила в Московский авиационный техникум имени Николая Годовикова, только мирную жизнь пришлось отложить. Она начала работать ученицей токаря на станкостроительном заводе «Красный пролетарий».

— Мне было всего 17 лет, когда я отправилась на трудовой фронт под Егорьевск. Там мы пилили сосны на дрова четыре с половиной месяца — до декабря, пока не пошел снег. Затем с 1942 по 1943 год я работала на металлоштамповочном заводе, которого сейчас уже нет. Еще я копала противотанковые рвы в деревне Зюзино по направлению от Калуги. Немцы были на подступах к Москве. Они стояли под Калугой и Наро-Фоминском. Напротив дома, где жила Анна Павловна, были оборонительные заграждения.

Стенд, посвященный Анне Олоквиной, в Совете ветеранов. Фото: предоставили в Совете ветеранов

Анна Олоквина возобновила учебу в техникуме с первого курса после двух лет перерыва. Она училась с 1943 по 1947 годы на дневном отделении, где получила среднее техническое образование.

— Есть пословица: «Сто лет учись, а дураком помрешь». И я старалась учиться. Купила справочники, потому что мне надо было знать, как 20 тонн приложить к крылу самолета, выдержат рычаги или нет. Все это надо было уметь рассчитывать.

Во время учебы юная девушка Аня старалась помогать фронтовикам по мере своих сил. Она не менее десяти раз сдавала кровь для солдат. Почти каждый месяц ходила с перевязанной рукой.

— Война — это не радостное время. В техникуме училась и все равно сдавала по 500 граммов. Мы ели крапиву и очистки, а за сдачу крови давали карточки на дополнительный паек. По ним я получала 500 граммов хлеба, крупу, муку, мыло.

Великая Отечественная забрала не только беззаботную молодость Анны Павловны, но и обоих братьев. Один из них погиб при неизвестных обстоятельствах. Старший брат 1923 года рождения пошел на фронт на 4 курсе техникума. О его судьбе ветеран говорит неохотно.

— Можно сказать, сняли со скамьи. Он погиб под Москвой. Маме сначала сказали, что пропал без вести, а потом прислали его личные средства — 50 рублей.

Работа на заводе

После окончания авиационного техникума в 1947 году еще вчерашнюю студентку Аню и еще семь человек направили на завод №1 Артема Микояна. Ребята попали кто куда: цех, конструкторское бюро, а труженицу тыла распределили в лабораторию статических испытаний конструкций самолетов. Там Анна и проработала до пенсии — 35 лет.

Фотография Анны Олоквиной с доски почета. Фото: Совет ветеранов

— Нам сказали, что мы — сырой материал, и из нас хотели сделать любых специалистов. Меня направили проводить практические испытания самолетов. Завод проектировал машины, а мне надо было создавать нагрузки тяги конструкций: крыла, фюзеляжа, оперения, двигателя.

Анна испытывала, например, истребители МиГ-29, которые до сих пор летают. На заводе ее научили прикладывать соответствующую нагрузку весом 20-30 тонн на отдельные части самолетов, и рассчитывать, выдержит ли конструкция такой вес. Конечно, сотрудникам лаборатории помогали инженеры из технического отдела.

— Мы работали в форме — брюках, так как приходилось взбираться по стремянкам на крыло на три-четыре метра вверх или сидеть в машине одно- или двухместных самолетов. Нам создавали нагрузки тяги, а мы проводили практические испытания, гидравлически нагружая части машин. Лаборатория была небольшая, машины не помещались, приходилось ездить в командировки. Я была в Химках, Тбилиси, Горьком, Харькове, Дубне, везде, где были наши авиационные заводы. Это нужно любить.

Труженица тыла оставалась довольна своей работой. Она любила свое дело и ходила на завод, как на праздник.

Фотография Анны Олоквиной и ее награды. Фото: Совет ветеранов

— Я была уважительная, дисциплинированная, с любовью относилась к окружающим, пользовалась авторитетом начальства, работники ценили меня. Коллеги очень жалели, когда я увольнялась. Я честно прожила свою жизнь.

Кроме любимой работы, у нее была страсть к спорту. Свою жизнь Анна Павловна посвятила катанию на лыжах и коньках, плаванию, игре в волейбол и не только. От завода она ездила в санатории отдыхать в Подмосковье, Крым и на Кавказ.

— Вспоминаю юность, жила в свое удовольствие. Замуж я не вышла. Когда война прошла, я была молодая, не очень хотелось, а потом, когда стало 25-30 лет, не нашлось того, кого бы я полюбила, вот и наследников не осталось и половина подруг уже умерли. Но у меня была интересная жизнь.

В День Победы Анна Павловна всегда выходит в Нескучный сад с юбилейными орденами на груди. И этот год, как говорит сама Анна Павловна, не станет исключением.