Заметят малейшие трещины

25 апреля 2023 года. Начальник геологической службы Мосэкомониторинга Федор Егоров. Фото: Мосэкомониторинг

Специалисты-геологи ГПБУ «Мосэкомониторинг» начали проводить ежегодные маршрутные обследования геологических процессов, чтобы оценить состояние оползней и карстово-суффозионных процессов. Особое внимание эксперты уделяют «Коломенскому» и окрестностям.

Москва-река и высокие обрывы провоцируют оползни, которые, в свою очередь, считаются опасными природными явлениями в мегаполисах. В столице и, в частности, в нашем округе за состоянием грунта и горных пород следит геологическая служба ГПБУ «Мосэкомониторинг». Именно специалисты компании проводят маршрутное обследование, описывают точки наблюдения, фотографируют видимые проявления опасных геоэкологических процессов. Например, это могут быть трещины на здании. На промышленном здании по адресу: Каширское шоссе, 43, строение 4, такое проявление существует уже более десяти лет.

— На стене явно заметно влияние оползневого процесса — развитие деформации, — говорит начальник геологической службы ГПБУ «Мосэкомониторинг» Федор Егоров. — У этих трещин виден характерный наклон, у них большая протяженность, они становятся то больше, то меньше. Их закрашивают, залечивают цементом, ставят стальные стяжки, но они проявляются и говорят о том, что под этим зданием происходит просадка грунта. Конструкция не выдерживает и начинает откалываться. Аварийной ситуации тут нет, мы очень внимательно следим за этим. Два раза в год замеряем трещины, фотографируем, обследуем и даем рекомендации городским службам.

По этой причине специалисты тщательно исследуют берега малых рек и Москвы-реки. Конечно, в работе не обойтись и без специального оборудования.

Начальник сектора геодезического мониторинга Ирина
Власова. Фото: Мосэкомониторинг

— Электронный тахиометр измеряет угол, расстояние и направление, — рассказывает начальник сектора геодезического мониторинга Мосэкомониторинга Ирина Власова. — В «Коломенском» у нас 42 геодезических репера. Их координаты мы ежегодно измеряем, сравниваем со значениями предыдущих лет. Есть у тахиометра помощник — отражатель, его линза принимает лазерный луч тахиометра, и таким образом измеряется точнейшее расстояние, вплоть до миллиметров.

— Кроме расстояния отражатель измеряет углы и направление, — поясняет инженер Александр Складов. — А в нашей работе без таких данных проводить измерения просто невозможно. У нас каждый миллиметр на счету.

Долина древней Москвы-реки всегда привлекала геологов, а в «Коломенском» «живет» один из самых крупных оползневых склонов в столице. Река подмывает склон, и под действием силы тяжести и гравитации грунт сползает вниз.

— Вот современный крутой склон, — показывает Федор Егоров на высокий берег, где видны маковки храмов «Коломенского». — Много лет назад он был гораздо ближе к реке. Наблюдения за «Коломенским» ведутся уже практически 70 лет. Конечно, мы наблюдаем и за зданиями, что находятся на этом склоне. На бровке склона расположены здания, промышленные сооружения, такие как завод полиметаллов и два уникальных храма Москвы. Мы видим, что некоторые нежилые здания подвержены влиянию оползневых процессов, но, к счастью, не исторические постройки. Удивительно, что древние строители умели правильно выбрать место для возведения церквей и усадеб. Это всегда был красивый вид с возвышения, на высоте или бровке склона. И от оползневых процессов исторические здания никогда не страдают, чего не скажешь о зданиях, построенных в XX–XXI веках…

Скорость развития оползневого процесса в «Коломенском» на научном языке характеризуется как экстремально медленная. За год смещение происходит на несколько миллиметров.

— За последние пять лет на некоторых участках смещение грунта достигло всего одного сантиметра, но процесс идет. Склон живой, в геологическом времени, который измеряется миллионами лет, это быстрый процесс, а для человека он экстремально медленный, — улыбается Федор.

Мосэкомониторинг не только следит за сохранностью зданий, но и участвует в планировании строек.

— Сейчас идет планирование Бирюлевской линии метро, тоннель должен будет пройти под Москвой-рекой, в том числе через оползневый участок «Коломенского», — продолжает Егоров. — Мы уже передали проектировщикам всю собранную нами информацию, чтобы они учитывали наличие оползневого склона и его динамику.

Новости партнеров
Полезные ссылки