Актриса Нелли Уварова: Научилась перевоплощению на Донской улице

1 марта 2016 года. Нелли Уварова на вручении премии «Гвоздь сезона» в театральном центре «На Страстном». Фото: Артем Геодакян, ТАСС

Эта весна выдалась урожайной для Нелли Уваровой: у нее три премьеры в трех театрах. А ведь первые уроки актерского мастерства будущая «Катя Пушкарева» получила в Южном округе столицы. Нелли больше года жила на Донской улице в одноименном районе. Там 14-летней школьнице пришлось примерить несколько ролей: прикидываться студенткой, выдавать себя за собственную сестру, а также играть деревенского деда.

Нелли Владимировна, как вы оказались в этом районе?

Летом 1994 года мы с родителями переехали из Тбилиси в статусе беженцев. Мне было четырнадцать. Мы сняли квартиру в Подмосковье, в поселке Развилка, и пошли в ближайшую школу, но меня туда не брали, так как мои документы еще не прибыли. А потом мы с мамой поехали навестить мою старшую сестру Лену, которая училась в текстильном институте и жила в общежитии на Донской (дом № 39. — «ЮГ»). Дело было накануне 1 сентября, мама увидела на улице детей с книгами и спросила наобум, нет ли рядом школы. Оказалось, есть, прямо во дворе школа № 16. Мама поговорила с директором, та прониклась и согласилась меня взять. Вот такая воля случая. Ну а поскольку ездить каждый день из Развилки было проблематично, я стала жить в общежитии в одной комнате с сестрой.

Каково было домашней девочке оказаться в общежитии?

Когда начинается взрослая жизнь, это самое то. Шокировали меня только тараканы, все остальное было благопристойно.

А как вас туда пускали?

По-моему, тогда не спрашивали пропуск. Я вполне взросло выглядела, так что у вахтерши вопросов не возникало. Я ничего особо не изображала, но каждый раз перед проходной внутренне собиралась и говорила себе: «Мне 17 лет, я уже студентка». Да-да, главное было — самой в это поверить. Но мне помогало то, что я за сестру ходила на некоторые лекции в институт.

Это еще зачем?

На занятиях надо было обеспечить явку, а у Лены, например, вовсю шло рисование эскизов. Я отмечалась за нее. Помню, слушала что-то про состав ткани, мы рассматривали какие-то лоскутки в микроскоп — очень познавательно было… Я и нормативы по физкультуре некоторые за нее сдавала.

А ведь в «Не родись красивой» ваша героиня работала в фирме по производству одежды. Опыт жизни бок о бок со студентами текстильного института вам помог?

Пожалуй, помог. Мне был понятен общий контекст — что такое показы, как к ним готовятся.

Вернемся к школе. Как вам там было?

Мне повезло с классом, я быстро почувствовала себя на своем месте. А вот подготовка у меня была не очень. В Тбилиси в начале девяностых уже не хватало учителей по многим предметам, их просто не преподавали. Пришлось быстро пополнять багаж знаний. Моя классная руководительница Ирина Сергеевна Шатова, учитель химии, сказала: «Я тебя два месяца не буду вызывать, но ты задавай мне любые вопросы, чтобы догнать класс». И я потом даже выиграла олимпиаду по химии!

Со всеми предметами было так?

Нет. Задания по черчению за меня делали сестра и ее соседи по общежитию — я так и не смогла в него вгрызться. А еще у меня был сильный акцент (я избавилась от него уже, только когда поступила во ВГИК) и проблемы с грамотностью. Учитель русского языка была со мной неделикатна. И если двоек по русскому я заслуживала, то по литературе она мне оценки просто занижала — а тут мало кто мог со мной посоревноваться. Но у меня нет глобальной обиды на нее. Во-первых, меня отстаивал класс, ходили жаловаться даже к директору, так что я чувствовала себя победительницей. А во-вторых, она меня подхлестнула, чтобы хорошо выучить русский язык.

Вырешили стать актрисой еще в Тбилиси?

Нет, уже здесь. В 15 лет я пришла в театр-студию «Ключ», это было тоже на Донской, следующее здание за общежитием. Наша руководительница, Людмила Виленовна, дала нам азы профессии. Мы ставили спектакль по русским народным сказкам, я играла Деда, а Бабкой, наоборот, был мальчик. И вот мы разбирали — почему мой персонаж такой ворчливый… Это были настоящие тренинги.

Вы успевали погулять по окрестностям?

Конечно. Мне очень нравился район — с одной стороны, улицы очень живые, а с другой, вполне себе тихие. Мы иногда сбегали с уроков в Нескучный сад, в Парк Горького — знали, где есть дыры в заборе. Еще я любила Донской монастырь — там было хорошо побродить одной и помолчать.

Сколько вы прожили в том районе?

Не помню. Но когда я была в последнем классе школы, мои родители уже снимали квартиру в Реутове, я вернулась к ним и оттуда каждый день ездила на Донскую. Больше я в Южном округе никогда не жила. Но каждый раз, когда проезжаю по Ленинскому проспекту мимо своей школы — а ее оттуда видно, — машу ей рукой и мысленно передаю привет.

ДОСЬЕ

Нелли Уварова родилась 14 марта 1980 года. Окончила ВГИК в 2001 году. С 2001 года работает в Российском академическом молодежном театре. Славу актрисе принес сериал «Не родись красивой» (2005–2006). Награждена Почетной грамотой Президента РФ за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства (2018).

КСТАТИ

Первая в этом году премьера у Нелли Уваровой была 16 февраля — это спектакль «Женщины Лазаря» по роману Марины Степновой в Российском академическом молодежном театре. 7 апреля в «La Театре» презентовали «Разговоры после погребения» по пьесе Ясмины Реза, а спустя четыре дня, 11 апреля, в театральном пространстве «Внутри» первый раз сыграли «Черное пальто» по рассказам Людмилы Петрушевской.

Новости партнеров