Религиозное искусство, или Выставка, которую готовили более года
Во Дворце царя Алексея Михайловича на территории музея-заповедника «Коломенское» 1 июня открылась выставка русского церковного искусства «Лето Господне. Праздники. Троица». На экспозиции представлено более 40 работ с лицами святых. Корреспонденту «Южных горизонтов» удалось посмотреть на шедевры иконописи и пообщаться с куратором выставки искусствоведом Верой Мужевой.
Экспозицию посвятили одному из главных христианских праздников — Дню Святой Троицы, который в этом году отметили 4 июня. Интересно, что конкретной даты у торжества нет, так как его отмечают через 50 дней после Пасхи.
— Экспозиция «Лето Господне. Праздники. Троица» входит в цикл выставок, посвященных православным праздникам «Лето Господне. Праздники». Первые две выставки отвели Богородичной тематике. В рамках экспозиции мы представили экспонаты из нашей коллекции музея-заповедника «Коломенское», которая богата предметами древнерусского и церковного искусства.
К открытию цикла экспозиций в честь православных праздников была длительная и кропотливая подготовка. По словам искусствоведа, шла регулярная совместная работа с хранителями фондов и реставраторами. К «выходу в свет» экспонаты готовили более года.
— Дело в том, что иконы для выставочных мероприятий нужно долго готовить в специализированных мастерских. Это связано с тем, что икона — достаточно живой, подвижный памятник и с ним всегда что-то может произойти.
Название выставки — это отсылка к литературному произведению, которое написал в 1927-1948 годах Иван Шмелев «Лето Господне». Одна из глав этого романа называется «Праздники», а в ней встречаются цитаты из книги пророка Исайи «Лето Господне».
— Получается, что в названии выставки перекликаются два произведения.
Собственно, в выставке все не просто так. Например, открыли ее за три дня до Троицы, экспонаты распределены по трем залам. Кроме того, экспозиция охватывает экспонаты трех веков: XVII, XVIII и XIX.
— Для нас это отправная точка размышлений о сложнейшем догмате троичности Бога. О том, как он воплощался в художественной практике Средневековья и Нового времени. Также мы хотим рассказать о каждой ипостаси, обозначить каждую личность единодушной Троицы.
По этой причине в экспозиции задействованы иконы с центральными образами Спасителя.
Здесь есть классические изображения Господа Вседержителя, Спаса в силах и разные варианты Троицы. К слову, на выставке присутствуют не только классические иконы, одна из которых — «Гостеприимство Авраама», но и образы Бога-отца.
— Такие религиозные произведения очень активно создавали во все времена, даже не смотря на периодически появлявшиеся запреты. Они, кстати, связаны с тем, что Бога-отца практически никто не видел. Поэтому у иконописцев были определенные сомнения по поводу того, как его изображать, стоит ли это делать вообще, где именно и в каком виде.
Но, не смотря на это, такие произведения все же существуют. Доказательством служат экспонаты «Коломенского», которые и представлены на выставке.
Также в экспозицию включили и другие примеры религиозного искусства.
— Мы показываем и образы скульптуры, и произведения меднолобой пластики, а еще богослужебные книги и литературу, связанную с темой проекта.
Как упоминалось ранее, экспонаты размещены в трех залах. Первые два затрагивают тематику самого праздника Троицы. Там можно увидеть образы русских святых, которые нераздельно связаны с ним.
— В первую очередь это Сергий Радонежский и Александр Свирский, которые видели трех ангелов, образ святой Троицы. Сергий является величайшим святым. Вся его жизнь еще с утробы связана с Господом. До нас его история дошла в образе Троице-Сергиевой лавры, которую можно назвать духовным центром нашей страны.
Кстати, на вопрос о необычных работах, Вера Мужева в первую очередь указала на образ Сергия Радонежского.
Также в первых залах размещены образы апостолов Петра и Павла. По словам Веры Мужевой, это позволяет расширить границы темы и узнать больше историю религии.
Во втором зале искусствовед выделила один из образов Троицы.
— Он особо интересен тем, что за спиной одного из ангелов, которого мы определяем как Бога-отца, изображены палаты Авраама. То есть демонстрируется место, где происходило событие, а также показан пример домостроения.
Возможно, искусствоведу из музея-заповедника так нравится эта икона потому, что она происходит из храма, расположенного на территории «Коломенского». По словам Веры Мужевой, в изображении строения есть схожесть с церковью Усекновения главы Иоана Предтечи, который она очень любит.
В третьем зале расположена крупногабаритные иконы «Спас в силах», «Сошествие Святого Духа», религиозная скульптура в виде ангелов херувима и многое другое.
Главным символом выставки является береза. Изображение ствола молодого дерева присутствует на афишах и в оформлении пространства.
— И в храмах, и в домах, сохраняются традиции украшения помещения цветами, травами, веточками березки. Это символизирует начало летнего сезона и вообще Святого духа — подателя жизни.
Кроме того, береза много лет является неизменным символом России. Об этом дереве пишут стихотворения поэты, народ сочиняет загадки, пословицы.
Но оформление выставки не остановилось на березе. Перед открытием в Малом выставочном зале Дворца царя Алексея Михайловича провели ряд работ.
— Изменили полностью цвета, убрали ряд элементов, потому что для икон нужна плоскость, воздух, пространство. Третий зал выглядит особенно впечатляюще, потому что здесь доступен дневной свет, который создает ощущение легкости. Экспозиционно-выставочное решение сделано таким образом, чтобы даже к крупноформатный иконам можно было бы подойти и рассмотреть их поближе.
Кстати, для тех, кто хочет углубиться в тему религии и праздника Святой Троицы искусствовед Вера Мужева записала тематический аудиогид. Его можно бесплатно прослушать прямо на выставке.
Экспозиция «Лето Господне. Праздники. Троица» — это в первую очередь демонстрация искусства. Интересно, что ни одна икона, написанная вручную, не повторяется. В каждом изображении мастер оставил нечто свое, индивидуальное.