Религиозное искусство, или Выставка, которую готовили более года

1 июня 2023 года. Открытие выставки во Дворце Царя Алексея Михайловича «Лето Господне. Праздники. Троица». Фото: Виктория Биятова, «Вечерняя Москва»
1 июня 2023 года. Открытие выставки во Дворце Царя Алексея Михайловича «Лето Господне. Праздники. Троица». Фото: Виктория Биятова, «Вечерняя Москва»

Во Дворце царя Алексея Михайловича на территории музея-заповедника «Коломенское» 1 июня открылась выставка русского церковного искусства «Лето Господне. Праздники. Троица». На экспозиции представлено более 40 работ с лицами святых. Корреспонденту «Южных горизонтов» удалось посмотреть на шедевры иконописи и пообщаться с куратором выставки искусствоведом Верой Мужевой.

Куратор выставки «Лето Господне. Праздники. Троица» и искусствовед Вера Мужева. Фото: пресс-служба музея-заповедника «Коломенское»

Экспозицию посвятили одному из главных христианских праздников — Дню Святой Троицы, который в этом году отметили 4 июня. Интересно, что конкретной даты у торжества нет, так как его отмечают через 50 дней после Пасхи.

— Экспозиция «Лето Господне. Праздники. Троица» входит в цикл выставок, посвященных православным праздникам «Лето Господне. Праздники». Первые две выставки отвели Богородичной тематике. В рамках экспозиции мы представили экспонаты из нашей коллекции музея-заповедника «Коломенское», которая богата предметами древнерусского и церковного искусства.

К открытию цикла экспозиций в честь православных праздников была длительная и кропотливая подготовка. По словам искусствоведа, шла регулярная совместная работа с хранителями фондов и реставраторами. К «выходу в свет» экспонаты готовили более года.

Вход в Малый выставочный зал Дворца царя Алексея Михайловича. Фото: пресс-служба музея-заповедника «Коломенское»

— Дело в том, что иконы для выставочных мероприятий нужно долго готовить в специализированных мастерских. Это связано с тем, что икона — достаточно живой, подвижный памятник и с ним всегда что-то может произойти.

Название выставки — это отсылка к литературному произведению, которое написал в 1927-1948 годах Иван Шмелев «Лето Господне». Одна из глав этого романа называется «Праздники», а в ней встречаются цитаты из книги пророка Исайи «Лето Господне».

— Получается, что в названии выставки перекликаются два произведения.

Собственно, в выставке все не просто так. Например, открыли ее за три дня до Троицы, экспонаты распределены по трем залам. Кроме того, экспозиция охватывает экспонаты трех веков: XVII, XVIII и XIX.

— Для нас это отправная точка размышлений о сложнейшем догмате троичности Бога. О том, как он воплощался в художественной практике Средневековья и Нового времени. Также мы хотим рассказать о каждой ипостаси, обозначить каждую личность единодушной Троицы.

По этой причине в экспозиции задействованы иконы с центральными образами Спасителя.

Стенд с богослужебной литературой. Фото: Виктория Биятова, «Вечерняя Москва»

Здесь есть классические изображения Господа Вседержителя, Спаса в силах и разные варианты Троицы. К слову, на выставке присутствуют не только классические иконы, одна из которых — «Гостеприимство Авраама», но и образы Бога-отца.

— Такие религиозные произведения очень активно создавали во все времена, даже не смотря на периодически появлявшиеся запреты. Они, кстати, связаны с тем, что Бога-отца практически никто не видел. Поэтому у иконописцев были определенные сомнения по поводу того, как его изображать, стоит ли это делать вообще, где именно и в каком виде.

Но, не смотря на это, такие произведения все же существуют. Доказательством служат экспонаты «Коломенского», которые и представлены на выставке.

Преподобные Никон и Сергий Радонежские, Зосима и Савватий Соловецкие в предстоянии святой Троице. Фото: Виктория Биятова, «Вечерняя Москва»
Преподобные Никон и Сергий Радонежские, Зосима и Савватий Соловецкие в предстоянии святой Троице. Фото: Виктория Биятова, «Вечерняя Москва»

Также в экспозицию включили и другие примеры религиозного искусства.

— Мы показываем и образы скульптуры, и произведения меднолобой пластики, а еще богослужебные книги и литературу, связанную с темой проекта. 

Как упоминалось ранее, экспонаты размещены в трех залах. Первые два затрагивают тематику самого праздника Троицы. Там можно увидеть образы русских святых, которые нераздельно связаны с ним.

— В первую очередь это Сергий Радонежский и Александр Свирский, которые видели трех ангелов, образ святой Троицы. Сергий является величайшим святым. Вся его жизнь еще с утробы связана с Господом. До нас его история дошла в образе Троице-Сергиевой лавры, которую можно назвать духовным центром нашей страны.

Одна из любимых икон Веры Мужевой. Образ Троицы на фоне палат Авраама. Фото: Виктория Биятова, «Вечерняя Москва»

Кстати, на вопрос о необычных работах, Вера Мужева в первую очередь указала на образ Сергия Радонежского.

Также в первых залах размещены образы апостолов Петра и Павла. По словам Веры Мужевой, это позволяет расширить границы темы и узнать больше историю религии.

Во втором зале искусствовед выделила один из образов Троицы.

— Он особо интересен тем, что за спиной одного из ангелов, которого мы определяем как Бога-отца, изображены палаты Авраама. То есть демонстрируется место, где происходило событие, а также показан пример домостроения.

Возможно, искусствоведу из музея-заповедника так нравится эта икона потому, что она происходит из храма, расположенного на территории «Коломенского». По словам Веры Мужевой, в изображении строения есть схожесть с церковью Усекновения главы Иоана Предтечи, который она очень любит.

Третий зал выставки «Лето Господне. Праздники. Троица». Фото: пресс-служба «Коломенского»

В третьем зале расположена крупногабаритные иконы «Спас в силах», «Сошествие Святого Духа», религиозная скульптура в виде ангелов херувима и многое другое.

Главным символом выставки является береза. Изображение ствола молодого дерева присутствует на афишах и в оформлении пространства.

— И в храмах, и в домах, сохраняются традиции украшения помещения цветами, травами, веточками березки.  Это символизирует начало летнего сезона и вообще Святого духа — подателя жизни.

Афиша выставки «Лето Господне. Праздники. Троица» на территории музея-заповедника «Коломенское». Фото: Виктория Биятова, «Вечерняя Москва»

Кроме того, береза много лет является неизменным символом России. Об этом дереве пишут стихотворения поэты, народ сочиняет загадки, пословицы.

Но оформление выставки не остановилось на березе. Перед открытием в Малом выставочном зале Дворца царя Алексея Михайловича провели ряд работ.

— Изменили полностью цвета, убрали ряд элементов, потому что для икон нужна плоскость, воздух, пространство. Третий зал выглядит особенно впечатляюще, потому что здесь доступен дневной свет, который создает ощущение легкости. Экспозиционно-выставочное решение сделано таким образом, чтобы даже к крупноформатный иконам можно было бы подойти и рассмотреть их поближе.

Кстати, для тех, кто хочет углубиться в тему религии и праздника Святой Троицы искусствовед Вера Мужева записала тематический аудиогид. Его можно бесплатно прослушать прямо на выставке.

Экспозиция «Лето Господне. Праздники. Троица» — это в первую очередь демонстрация искусства. Интересно, что ни одна икона, написанная вручную, не повторяется. В каждом изображении мастер оставил нечто свое, индивидуальное.