Алексей Анохин: Я известный сказочный чародей

14 декабря. Актер Алексей Анохин с любимой елочной игрушкой в филиале Малого театра на Большой Ордынке. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

Для жителя столичного юга, артиста Малого театра Алексея Анохина, новогодние праздники — всегда горячая пора. Ведь юные зрители знают и любят героев«Сказки о царе Салтане», «Золушки», «Снежной королевы». Алексей Николаевич задействован во всех сказочных представлениях, а еще маленькие москвичи очень ждут его у себя дома как самого настоящего деда Мороза. Подаренная лучшим другом около 40 лет назад новогодняя игрушка стала Анохину своеобразным амулетом. 

И где же эта веселая пара вам «повстречалась»?

На Красной площади, где в Новогоднюю ночь мы встретились с моим бывшим одноклассником Андреем, и в качестве подарка он протянул мне этих расписных Деда Морозика со Снегурочкой. Забавно, чудесно сложились события в скором времени. До поступления в Театральное училище имени М. С. Щепкина я подрабатывал рабочим в детском саду, потом даже некоторое время воспитателем, там мне впервые предложили попробоваться в роли Деда Мороза. Помню, как увлекся своей игрой и чуть не оконфузился, когда стал требовать стихов от своих еще очень маленьких зрителей. Многие-то из них вообще еще не умели говорить. И все же нашелся один единственный уникум. «Ляля тать, баба дать…» — что-то вроде такого тарабарского языка я услышал. Но как талантливо, отчетливо с рифмой, с выражением это было исполнено! Я попросил для этого маленького героя самого лучшего подарка. «Дедоморозить» мне нравится и ныне, дети меня не отпускают, и я их очень люблю. 

И первая роль в спектакле-сказке не заставила себя долго ждать? 

Еще в 1990 году я вышел на профессиональную нью-йоркскую сцену театра «Круг в квадрате» в такой взрослой сказке под названием «Вождь краснокожих» (постановка по одноименному рассказу О. Генри. — «ЮГ»). На месяц студенты «Щепки» выезжали к ним, а потом американские артисты к нам. А в 1991 году уже дипломированным артистом я появился в спектакле нашего, Малого театра в роли третьего боярина в «Коньке-горбунке», царя играл тогда народный артист РФ Валерий Носик. По сценарию царь раскачивался на резной деревянной качалке и падал, потому что этот самый боярин должен был качалку не удержать. Я представил боярина нетрезвым, да так натурально, что в антракте мне сделала замечание реквизитор. А ведь я вообще не пью! 

Так вы звезда эпизодов?

В «Коньке-горбунке» царя я тоже потом играл. Какие-то черты его характера позаимствовал у маленьких приятелей моего Деда Мороза, например, несговорчивость или даже капризность. Ну а ярких эпизодов в моей «сказочной жизни» действительно предостаточно. Сегодня в пушкинской «Сказке о царе Салтане» я выступаю в роли Кощея-ведущего, такого провокатора, вечносомневающегося в успехе действий, предпринимаемых царевичем Гвидоном. И в свои-то зрелые годы продолжаю активно прыгать, бегать и танцевать. Не всегда, замечу, это дается легко. Но какой приятной наградой за такой потешный труд становятся добрые отзывы зрителей! Грим у Кощея яркий, основательно меня видоизменяет. И однажды после спектакля я успел быстро переодеться и вовремя поездки в метро случайно подслушал разговор семьи, возвращавшейся с нашего спектакля. Симпатичная мама однозначно заявила, что больше всех ей понравился Кощей. 

Зимняя сказка «Снежная королева» уже давно идет на сцене Малого, с начала 1990-х. В чем ее успех, по-вашему?

В искренности — спектакль отвечает зрительским ожиданиям. Люди хотят восхищаться и соответствовать маленькой девочке с большим любящим сердцем, которое помогает пройти все нелегкие испытания.

Помню, как за самые первые каникулы мы сыграли около 30 сказок. И тогда зал всегда был полный, и теперь. Моя дочь Даша впервые увидела нашу «Снежную королеву» совсем маленькой, даже небольшой казус произошел за кулисами, там, откуда она смотрела. С появлением Снежной королевы на сцену повалил белый туман, и она как закричит: «Королева хулиганка, папа горит, пожар!» До сих пор, уже будучи 26-летней дамой, Дарья с интересом следит за судьбой спектакля. В этой пьесе нет незаметных ролей. Молодым я играл принца Клауса с принцессой, известной актрисой Евгенией Дмитриевой, теперь «переоделся» в ворона. Позволяю себе маленькие шалости на сцене, ворую бантики с костюма принца и дарю их своей вороне Кларе, люблю ее и нежно завязываю ленточки на ее «лапках».

Еще одного чудака-добряка вам выпало играть в «Золушке» Шварца…

Обожаю и эту свою роль. Например, когда мы все вместе танцуем — и мачеха со своими дочерьми, и я с Золушкой, даже в танце проходим через зрительный зал. Завершая эту процессию, я обязательно подхватываю в наш хоровод кого-нибудь из маленьких зрителей. Получается очень весело! Мой лесник человек добрый, но решительный. В итоге-то он заступается за Золушку. Эта сказка учит нас любви, заставляет думать о том, какая она бывает разная.

Редкий спектакль Малого театра не нацеливает на глубокие размышления. Его основной репертуар по-прежнему традиционно представляют классические постановки? 

Мне посчастливилось видеть еще прежнего художественного руководителя Малого — народного артиста СССР Михаила Ивановича Царева. Он называл наш театр «большим кораблем», соблюдающим национальные традиции, по-этому метаться по новомодным течениям ему не пристало. Не случайно к труппе именно Малого обратился Большой театр за помощью в реализации нового грандиозного проекта — возрождения классической постановки сказки «Снегурочка». Еще в позапрошлом веке драматург Александр Островский и композитор Петр Чайковский мечтали на одной сцене объединить и классический балет, и оперу, и драматическую постановку. К сожалению, у них это не получилось. Сегодня на сцене Большого театра эта идея наконец-то будет воплощена. Я играю лешего, верного телохранителя Снегурочки. Вот вылезу из суфлерской будки и своим смехом сведу всех с ума. Правда, мои коллеги-артисты пока только покатываются от смеха. Мороз у нас исключительно поющий, хор «деревенских жителей» будет красиво провожать зиму и встречать весну, балетные партии оживляют лесные сцены и народные гулянья. Но эта сказка больше подходит взрослым. Она задает серьезные нравственные вопросы. В феврале будет премьера. 

 

ДОСЬЕ

Алексей Анохин более 30 лет служит в Малом театре и сыграл сотни заметных, серьезных ролей на его сцене: Максима Скуратова в «Князе Серебряном», Варлаама в «Царе Федоре Иоанновиче» и несколько ведущих ролей в «Царе Иоанне Грозном» авторства Алексея Константиновича Толстого, Баклушина в пьесе «Не было ни гроша, да вдруг алтын» Александра Островского, профессора Стравинского в «Собачьем сердце» Михаила Булгакова. Фильмография артиста насчитывает 23 работы.

Новости партнеров
Полезные ссылки