Сохраняем кулинарные традиции

На православном фестивале «Артос» провели мастер-класс по изготовлению традиционного печева.
За столами в учебной комнате сидит заинтригованная публика — мамы и папы, бабушки и дедушки и, конечно же, самые юные посетители фестиваля. У каждого в руках по куску ароматного, плотного и еще холодного теста, по запаху напоминающего имбирное печенье.
Ведущая мероприятия, потомственный библиотекарь Мария Егорова, изготовляет печево (так называют еду, приготовленную в печи) и проводит такие мастер-классы уже больше 10 лет. Она рассказывает, что с возрастом и опытом поняла, что хочет передавать исконные русские традиции, чтобы не дать им исчезнуть. Для мастер-класса Мария взяла традиционный рецепт архангело-белогородских козуль, или, подругому, козульного постного теста.
У печенья есть множество традиционных и символичных форм. Однако при лепке не обязательно руководствоваться четкими инструкциями. Красота каждого изделия заключается в его индивидуальности.
— Этим летом я была в одном из санкт-петербургских тематических музеев и поняла, что даже у них нет полной картины. Там я с удовольствием обменялась опытом с местными мастерами. Полученные там знания вошли в новую программу, по которой я сегодня учу ребят работать с тестом, — говорит Мария.
Чтобы сделать из заготовки будущее печево, ее надо согреть теплом своих рук. Участники мастер-класса сначала сделали тесто податливым, а затем слепили из него 12 небольших шариков. В дальнейшем каждый кусок стал отдельным календарным символом.
С непривычки лепить непросто. Холодное тесто, несмотря на то что достаточно податливо, совсем не гибкое. Жгутики рвутся, мелкие детали крошатся и совсем не хотят прилипать друг к другу. Однако стоит немного привыкнуть — и вот в руках появляется настоящий жаворонок — символ весны.
Еще один узор — тетера, делается из тонкого жгута. Тесто надо превратить в длинный «шнурок», а затем закрутить из него круговой узор. Самый же интересный и интригующий символ мастер-класса — заорач (от малорос. орать — пахать. — «ЮГ»). История этой формы относится к временам, когда гендерные роли в семье сильно различались, а полевые работы делились на мужские и женские. Мальчики, как будущие пахари, получали в подарок маленькую соху или борону из теста, а девочкам, как предстоящим жницам, дарили такой же серп.
— Сначала было непривычно, но потом я поняла, как грамотно работать с козульным тестом. Дома обязательно повторю и внукам тоже покажу. Расскажу про наши народные промыслы, — рассказывает Мария.