И памятники начинают говорить

Еще одной белой страницей в истории Великой Отечественной войны стало меньше. Сразу четыре информационных поля, оснащенных QR-кодами, появились в системе военно-патриотической навигации в районе Бирюлево Восточное.
За каждой столичной улицей стоит своя история, нередко уходящая в глубокое прошлое и связанная с именами героев. Но все ли они нам известны? Вот на пересечении Проектируемых проездов № 6631 и № 892 уже более десяти лет стоит мемориал, посвященный работникам Хлебной базы № 31, погибшим на Великой Отечественной войне.
— Проводим здесь «вахты памяти», но о тех, кому памятник установлен, ничего не знали, — призналась председатель комиссии по патриотическому воспитанию ветеранской организации Бирюлева Восточного Людмила Брюханова.
О том, что здесь в годы Великой Отечественной попал под бомбежку большой элеватор, узнали следопыты, участники проекта «Школа юного навигатора», ученики 902-й школы.
— Наши дети нашли информацию в архивах — и о страшном пожаре, и о том, как разносящийся от тлеющего зерна дым стал ориентиром для других вражеских самолетов, летящих на Москву. Чтобы справиться с этим бедствием, рабочие хлебной фабрики без сна и отдыха четверо суток тушили пожар, — рассказала советник директора школы № 902 по взаимодействию с общественными организациями Мария Лукина.
С помощью установленных информационных полей — навигационных указателей все желающие теперь смогут эту историю изучить в подробностях. Интересно, что эти поисковые работы только начались. Из 60 ушедших на войну в рядах народного ополчения работников хлебной базы никто не вернулся назад.
— Очень трудно о них что-то выяснить, но мы не теряем надежды, — заявил ученик 7 «К» класса 902-й школы Тимур Баткаев.

Со своей стороны ветераны пытаются оказать ребятам всевозможную помощь. Например, Георгий Мартьянов, родившийся в 1939 году, успел 16 лет проработать на хлебном комбинате до тех пор, пока из-за угрозы обрушения его не разобрали. Перед самым его закрытием Георгий Георгиевич изъял дневники парторга производства. Теперь они хранятся в библиотеке на Липецкой улице. Из них можно почерпнуть и некоторые исторические сведения. О своем военном детстве Мартьянов знает больше из рассказов матери, но и этими драгоценными воспоминаниями делится со всеми желающими.
— В начале войны я с семьей проживал в Царицыне, тогда еще в поселке Дачное Ленинского района Московской области, при железнодорожной станции Царицыно. Отец — авиамеханик, работал на производстве у авиаконструктора Андрея Туполева, — рассказал ветеран.
Самые первые его детские годы прошли в эвакуации в Омске, потом на Волге, в Козловке. В то тяжелое время даже далеко от линии фронта выживать было непросто, братишка с сестренкой Георгия Мартьянова, двойняшки, умерли в младенчестве от голода.
— Мама, Марфа Феоктистовна, ведь тоже работала на авиационном заводе в несколько смен, а вот отца все-таки на фронт забрали. Обратно в московскую квартиру мы вернулись лишь с матерью, — вспоминает и сегодня не без грусти Георгий Георгиевич.
О месте захоронения отца в общей могиле под Смоленском стало известно только после завершения войны. Чтобы выяснить подробно судьбу Георгия Федотовича Мартьянова, он направлял в разные инстанции запросы и выяснил, что из-за нехватки авиационной техники отца направили в 79-ый гвардейский стрелковый полк 26-й гвардейской стрелковой дивизии.
— В 1942 году он погиб в Смоленской области. Мы приезжали туда на каждый День Победы, установили табличку с фотографией. Еще в 70-е годы прошлого века вся земля там гильзами была завалена. Местные вспоминали, что бои шли страшнейшие. Тысячи наших погибших воинов пришлось хоронить местным жителям, потому что нашим войскам на траурные мероприятия времени недоставало, — поделился Георгий Мартьянов.

И сегодня, в свои 85 лет, Георгий Георгиевич в рядах первичной ветеранской организации № 5 района Бирюлево Восточное занимается патриотической деятельностью, просвещает молодежь.
СПРАВКА
Хлебная база № 31 была заложена в 1929 году, в период начала массированной индустриализации СССР. В то же время в том районе были открыты вагонное депо, построен кирпичный завод.