Разделилось на до и после: как сложилась судьба ребенка войны Эльвиры Попович

Во время и после: как сложилась жизнь ребенка Великой Отечественной войны Эльвиры Попович. Фото: Анастасия Давыденкова, «Вечерняя Москва»
На фото Эльвира Борисовна Попович. Фото: Анастасия Давыденкова, «Вечерняя Москва»

В преддверии 79 годовщины со Дня Победы в Великой Отечественной войне корреспондент сайта газеты «Южные горизонты» пообщалась с Эльвирой Борисовной Попович, которая будучи ребенком застала военное время. Жительница района Царицыно рассказала, как пряталась в бункере, о семье и магии чисел.

Эльвира Борисовна родилась 12 января 1938 года в Выхино. Тогда это была деревня. Семья жила в длинном доме, который был разделен на несколько секций. В прошлом это здание принадлежало купцу Чесалину. У семьи Эльвиры и их соседей во дворе были своя лужайка и небольшой огород.

Через два года в семье родилась еще одна девочка, ее назвали Эмилия.  Мать, Зоя Венедиктовна Альбицкая, была домохозяйкой, а отец, Борис Агафонович Таратаев, много работал в управлении колхоза. Поздними вечерами он приходил домой уставший, но все равно старался уделять время семье.

Мать Эльвиры была далеко не мягким человеком. Она учила девочек с ранних лет быть решительными, стойкими и готовыми ко всему. Слово матери было законом.

— Мама никогда с нами не сюсюкалась. Она нас с сестрой, безусловно, любила, но своей любовью. Была строгой, требовательной, многому нас научила.

А вот папа, Борис Агафонович, был более дипломатичным и мягким.

— Еще у него был замечательный музыкальный слух. Ему это передалось от его мамы. И сколько бы мы с сестрой не пытались, такого уровня игры на фортепиано нам не достичь. Мы играем иногда для души, а папа был просто талантом.

О сестре Эльвира рассказывает с невероятной нежностью и любовью. В детстве они были очень близки и дружны. Всегда вместе играли в прятки, догонялки и штандер (детская подвижная игра с мячом).

Военные годы

К дому семьи война подкралась осенью 1941 года, тогда немцы начали наносить удары с воздуха по Москве. И хотя маленькой Эльвире было всего 3 года, она на всю жизнь запомнила эти страшные моменты бомбардировок.

— Я помню, как ночью нас будила мама и вела в бункер. Это было самостройное бомбоубежище прямо возле дома. Как раз туда нас отправляли прятаться во время обстрелов. Бомбили только по ночам.

Днем время останавливалось и страшная ночь будто казалась сном — бомбы не падали и даже сирены не гудели.

— Я четко запомнила страшные прожекторы, которые искали немецкие самолеты в воздухе и гул от них по ночам. Они стояли вдалеке от дома, в поле, которое находилось не с лицевой стороны самого здания. Но свет был такой яркий, что все-равно доходил до нас. Мама хоть и не подавала виду, что ей страшно, но мы понимали, что происходит что-то ужасное.

Воспоминания Эльвиры до сих пор хранят те страшные и неспокойные военные ночи.

— Страшно было даже говорить. Все понимали, что шуметь нельзя, может произойти, что угодно. Был момент, когда один мальчик даже ударил меня по голове, когда я заснула. За что я получила по макушке, я до сих пор не понимаю, но мне было очень обидно и больно. Уже спустя время я начала понимать, что у него так вылилась злость за все происходящее, как накопительный эффект. Зла я на него не держу. 

Помимо тяжелых ночей запомнился момент, когда вблизи дома Эльвиры и ее семьи упал а бомба. Чудом никого не задело и взрывная волна не дошла до здания.

Эльвира рассказала, что ее отца воевать не взяли. В годы войны он трудился в колхозе.

— Видимо, у него рабочая бронь от службы была, чтобы работал и тут оставался. Да и как он пойдет воевать? У него зрение минус 12 было.

У мамы Эльвиры было два брата и сестра. Все они ушли на фронт. Сергей не вернулся с войны, а Иван пришел домой. Сестра Анна тоже воевала. Она дошла до Берлина.

Иван пошел на фронт в 37 лет, Сергей — в 35 лет, а Анна —примерно в 31 год. Тетя Эльвиры работала корректором и редактором газеты, впускала листовки о военных действиях.

Когда настал мир

Благодаря упорству и трудолюбию, которые воспитала в Эльвире ее мама, девушка окончила после войны 10 классов. Потом пошла учиться на электрика. После получения образования на работе она занималась спайкой, следила за исправностью проводов.

— Я пошла к отцу на производство, так как мать сказала, что ездить на работу далеко мне не за чем. Так отец устроил меня в сборочный цех электриком. Позже предложили перейти в отдел технического контроля. Потом ветеран войны увидел, что я хорошо работаю и предложил мне снова другую должность. Меня взяли на контроль измерительных приборов.

Молодежь того времени часто знакомилась на танцевальных вечерах, которые проводили по выходным в домах культуры. Так Эльвира и встретила своего будущего мужа Владимира Поповича. Он пригласил ее на танец. Она верит в то, что эта была судьба.

— Летом мы встретились, а зимой уже сыграли свадьбу. У меня день рождения 12 января и у него 12 января. Мы люди с юмором и решили сыграть свадьбу 12 января. Магическое число. Был тройной праздник. Прожили мы с ним вместе 47 лет. Он был офицером испытателем атомных бомб, на полигоне Новая земля. Летом будет 15 лет как его не стало. 

Владимир был на два года младше Эльвиры. В их совместной жизни Эльвира была похожа на свою мать: она наставляла мужа на учебу и говорила, куда лучше пойти работать. Все вопросы они обсуждали вместе и жили душа в душу.

— Он был солдатом и окончил 8 классов. Надо было образование получать и решили экстерном окончить 10 классов. За месяц с небольшим надо было сдать 18 экзаменов. Все предметы знал хорошо, кроме математики. Мы с Эммой сказали ему сесть около окошка. Владимир переписал задачу на листочек и незаметно спустил ее нам вниз в окно. Эмма решила и мы отправили сделанную задачу наверх. Так он и сдал все экзамены. Никто так и не раскусил нас.

Эльвира Попович помогла мужу выбрать место обучения и специальность. В 1967 году у пары появился сын Василий. Будучи молодой мамой, Эльвира решила, что поедет с ребенком за своим мужем на время его обучения в училище в Санкт-Петербург.

— Нам с сыном дали комнату в городе Жуковский. Хорошее место, светлое. Жили хорошо. Но я не хотела бросать работу и ездила в Москву. Благо мне разрешили в половину смены работать.

В 1976 году в семье родился еще один сын Алексей.

Сейчас у Эльвиры Борисовны уже есть внуки. У старшего сына Василия двое детей, а у младшего — один. Все мальчики. И какая же была радость, когда внук Дмитрий подарил ей правнучку.

— Все мужчины в семье военные, суровые, грозные. Но как же на них действует правнучка. Они все при виде ее умиляются, сразу становятся нежными. У меня это вызывает такую улыбку.

Сейчас Эльвира Борисовна является постоянным посетителем Центра московского долголетия. Также она под руководством главадмирала Василия Андреевича Поповича, своего однофамильца, помогает вдовам, ветеранам и другим незащищенным слоям населения. Благодаря их совместной финансовой помощи в шести районах Южного административного округа установили памятники в честь подвига ветеранов войн, подразделений особого риска, ликвидаторов аварии на ЧАЭС и других радиационных катастроф. Эльвира Попович старается вести активный образ жизни. По ее словам, пока есть силы и возможность, надо действовать и в свое удовольствие, и с пользой для людей.

— Я считаю, что главное в людях сейчас это патриотизм. Без любви к Родине мы бы тут сейчас не сидели, не жили, не общались за чашкой чая. Правда всегда стоит за правдой. Нужно жить по правде. Быть честным человеком и все будет хорошо. Не врать и не скрываться за враньем.