«Самое страшное – звук с неба»: Антонина Никулина рассказала о детстве в военное время

На фото Антонина Никулина. Фото: Дарья Казачок, «Вечерняя Москва»
На фото Антонина Никулина. Фото: Дарья Казачок, «Вечерняя Москва»

Антонина Никулина, участница Академического хора ветеранов «Москворечье», была еще совсем юной девочкой, когда война настигла Советский Союз. Она рассказала корреспонденту сайта газеты «Южные горизонты» о том, как непросто было и взрослым, и детям в то время. Сегодня Антонине Ивановне 89 лет и все эти годы она шла по жизни с улыбкой несмотря на трудности.

Мама — жизненный маяк

Антонина Никулина родилась в Люблино, часть ее детства прошла на улице Трудовая, где она жила в небольшом двухэтажном доме. Ее мать Мария Горелова родом из Рязанской области. Она прошла нелегкий путь, и именно поэтому Антонина Ивановна так часто вспоминает о ней с теплотой и уважением. Когда началось раскулачивание, отец Антонины Ивановны решил уехать, оставив семью. О нем она ничего не помнит.

Вскоре после переезда в Москву мама маленькой Тони познакомилась с Григорием Гореловым и влюбилась. Тоня с родителями жила в коммунальной квартире вместе с еще четырьмя семьями. В доме было печное отопление, а печь стояла у них в комнате. Сама же девочка спала на большом деревянном сундуке.

Вставай, страна огромная

В 1941 году жизнь страны разделилась на до и после. Трагедия коснулась и семьи маленькой Тони. Им предложили эвакуироваться на Урал. Такое предложение поступило от литейно-механического завода, на котором работал глава семьи, но Мария Горелова была против.

Помню, что ходили и стучали в окна, сообщали о войне и просили занавешивать их, чтобы не было ни единого просвета. 

Через неделю отчиму девочки пришла повестка на фронт. Николай и Илья Никулины, дяди Антонины, тоже отправились защищать страну. Они участвовали в боях и впоследствии вернулись домой с победой.

У мамы нас было четверо. Я как сейчас помню, что отчим оставил 90 рублей и ушел. По тому времени этих денег хватало либо на килограмм картошки, либо на буханку черного хлеба.

Литейно-механический завод помогал семье — им выдавали дрова. Антонина Ивановна в 6 лет вместе с братом носила деревянные обрубки, колола их. Но дрова плохо горели, поэтому девочка ходила вдоль железнодорожных путей и собирала уголь, чтобы хоть как-то разжигать огонь.

На фото: Антонина Никулина с подругой в молодости. Фото: личный архив
На фото: Антонина Никулина с подругой в молодости. Фото: личный архив

Мария Горелова работала «котломойкой» в столовой на литейно-механическом заводе. Оттуда ей иногда удавалось приносить в дом селедку, крупы, обрезки колбасы и хлеба.

Ей было важно накормить нас. Но я была привередливой, и, если видела глянец в супе, понимала, что он был жирным и отказывалась есть. На столе у нас часто был винегрет.

Люди жили в постоянном напряжении, понимая, что их жизни могут оборваться в любую минуту. Но, несмотря на постоянный страх, стойко и мужественно справлялись с трудностями. Антонина Никулина вспоминает о том, как однажды она увидела пожар в соседнем доме. Она быстро одела своего брата в то, что попалось под руки, и выбежала с ним на улицу. Несмотря на свой совсем еще юный возраст, маленькая Тоня не растерялась и помогла не только себе, но и своему брату.

Еще рядом с их домом располагалось бомбоубежище. Первые два года войны для их семьи это бомбоубежище и было фактически домом. Антонина Никулина вспоминает, что часто забрасывали на крышу снаряды с фугасным зарядом, а ребята постарше залезали туда и убирали их, чтобы устранить возгорание.

В один из дней Мария Горелова устала бороться, собрала своих детей и приняла решение ночевать дома, а не в бомбоубежище.

Самое страшное для меня было это грохот, звук с неба.

В 1942 году они получили извещение о том, что отчим Антонины — Григорий Никулин — героически погиб на фронте. Жизнь без кормильца была тяжелой, но семья все равно не впала в уныние. Поддерживали друг друга и соседи: они делились продуктами, не оставляли тех, кто рядом, наедине с бедой. У некоторых были свои огороды, которые давали хоть какие-то продукты питания.

В детстве маленькая Тоня переживала, когда мама уходила на работу. Мысли были только о том, вернется ли она домой. Девочка много помогала маме несмотря на то, что та не подавала вида, что ей было тяжело.

Первые оценки

Учиться было нелегко. Часто не было света и бумаги, чтобы выполнять домашнее задание. Но верными спутниками школьников того времени были свечка и газета, на которой иногда дети делали уроки. В начальных классах Антонина не любила учиться и часто списывала у подруги Нины.

На фото Антонина Никулина в молодости. Фото: личный архив
На фото Антонина Никулина в молодости. Фото: личный архив

В один из привычных дней для юной Тони все изменилось. И события надолго отложились в ее памяти,  кардинально поменяв отношение к учебе. Однажды Антонина пришла к своей подруге, чтобы переписать домашнее задание, но не обнаружила ее дома. Она испытала страх от мысли, что придет в школу без решенных примеров по арифметике. И именно тогда она решила попробовать сделать все самостоятельно. Придя домой, девочка провела несколько часов за задачей, и с тех пор у нее всегда были «пятерки».

Несмотря на события, которые происходили в стране, обучение продолжалось, и оно было даже активней, чем до войны. В классах училось по 30-40 человек.

— Учителя были наши, а мы их. Преподаватели стремились сделать нас образованными. Перерывов в школе не было.

В военное время в начальных классах не было отметок, но был день, когда это изменилось.

Я бегу радостная домой со школы и кричу на всю улице маме о том, что мне поставили отметку. Я помню, как сейчас, что меня разрывало от эмоций, ведь это было новшество. Мама задала вопрос: «Что за отметка?», а я с гордостью ответила: «Двойка»! Я тогда и не знала, что это плохая отметка. Яркое воспоминание, потому что эмоции были двоякие.

Одежду в то время достать тоже было нелегко.

Мама купила нам красивые ботиночки, а поскольку мы с братом учились в разные смены, мы ходили в этой обуви вдвоем.

В 1945 году после 4-х долгих и кровавых лет окончилась война. Антонина Никулина вспоминает день объявления Победы так:

1945 год, столько шума, столько гама, столько радости и возгласов! О победе нашей страны объявили по рупору. Мне было 10 лет, я плакала от счастья вместе со всеми кто был рядом. Этот день навсегда остался в моей памяти как один из самых счастливых!

А завтра была жизнь

Тяжелые воспоминания о детстве в военное время не сломали Тоню, у которой впереди была целая жизнь.

В молодости Антонина Никулина пошла учиться на экономиста в текстильный техникум. Закончила обучение с отличием и пошла работать продавцом. Затем она проработала в институте 25 лет. У Антонины Ивановны есть юбилейная медаль — «За доблестный труд» (За воинскую доблесть), приуроченная к 100-летию со дня рождения Владимира Ленина.

На фото: Антонина Никулина. Фото: личный архив
На фото: Антонина Никулина. Фото: личный архив

Антонина Никулина является артисткой Академического хора ветеранов «Москворечье» на протяжении 34 лет. Она очень тепло отзывается о художественном руководителе коллектива Ирине Гамбаровой. Антонина Ивановна не пропускает ни одной репетиции и ездит с коллективом на все гастроли, как бы далеко они не проходили. Любой разговор о хоре отзывается теплом в ее сердце и она сразу же вспоминает много историй, связанных с ним.

— Хор — мой дом, целый мир.

Несмотря на свой почтенный возраст, Антонина Ивановна много времени посвящает спорту. Она ежедневно выполняет зарядку и точно сможет дать фору любой молодой девушке.

Перенимаем опыт поколений

Надо любить жизнь! Свою работу, друзей, родителей. Если будет любовь — будет доброта.

Антонина Ивановна говорит о важности семьи в жизни человека: нужно поддерживать друг друга, прислушиваться к родителям, ведь именно они могут направить, подсказать и поддержать.

— А еще молодым людям обязательно стоит больше посвящать времени чтению. Важно уделять время русской литературе, помнить о своих корнях.