Важно сохранять в людях память
В школе № 548 в Даниловском районе прошла конференция, посвященная истории легендарного завода имени И. А. Лихачева (ЗИЛ). Послушать и оценить доклады детей пришли ветераны завода.
Учебное заведение сейчас находится там, где располагалось сердце завода — моторный цех. В рамках конференции ребята рассказали об истории завода, его продукции, среди которой, помимо грузовиков, были еще спортивные автомобили, холодильники и даже колокола.
— Удивительно, что ребята взялись за такие, по-настоящему взрослые темы, — отмечает ведущий инженер завода Владимир Пластун. — Нам, ветеранам завода, было интересно послушать. Вспомнить забытые истории.
А история у ЗИЛа богатая! Она началась еще в 1916 году. Именно тогда появилось это первое автомобилестроительное предприятие в Российской империи под названием «Товарищество на паях автомобильного Московского общества» (в сокращении АМО). Первые автомобили здесь собирались «отверточным» способом. Первыми собранными машинами стали итальянские грузовики FIAT 15 Ter. Всего завод успел собрать 1319 грузовиков. Первый же советский грузовик был собран в ночь на 1 ноября 1924 года. Он получил название АМО-Ф-15. 7 ноября того же года колонна уже из десяти автомобилей прошла парадом по Красной площади, а 25 ноября три машины из первой десятки отправились с Красной площади в первый испытательный пробег. Он оказался успешен, поэтому было принято решение начать массовое производство полуторатонных грузовиков.
В 1927 году директором был назначен Иван Лихачев. Его имя завод получил уже после Великой Отечественной войны — в 1956 году.
Территория ЗИЛа напоминала настоящий город. Здесь были и свой стадион, и Дом культуры, и огромное количество производственных цехов. Выходила даже собственная газета и работало телевидение. При этом не одними грузовиками жило производство. С 1950-х годов здесь наладили производство бытовой техники, особой популярностью среди которой пользовались холодильники.
— Многие из них до сих пор можно встретить на российских кухнях, — подмечает заместитель Управления главного энергетика Виктор Самсонов.
Завод активно жил своей жизнью. И происходили там самые разные истории.
— У нас всегда боролись с нарушением дисциплины, в частности с пьянством, — вспоминает с улыбкой Виктор Николаевич. — И вот в нашем цехе работал один художник. А если вдруг появлялся какой-то разгильдяй, то самым страшным наказанием для него было вовсе не лишение премии, а то, что его нарисуют с красным носом и повесят в вестибюле. Люди умоляли: «Лишите премии, но только не вешайте рисунок!».
Производил ЗИЛ и спортивные автомобили. Правда, лишь две модели: ЗИС-112 и ЗИЛ-112С. Второй даже смог побить пять всесоюзных рекордов, в том числе и по скорости. Он составил 236 километров в час!
А тем временем объемы производства росли. И в 1980-х с конвейера завода сходило по 200 тысяч автомобилей ежегодно. А в 1988 году выпуск составил более 209 тысяч штук.
Обо всем этом рассказали школьники в рамках своих докладов. Был доклад и про отлитые на заводе колокола. Причем ЗИЛ стал одним из первых заводов, который стал возрождать искусство литья. Здесь были сделаны колокола для возрожденного храма Христа Спасителя.
— Мне было интересно узнать о территории, где я учусь и куда скоро перееду жить, — отмечает обладательница диплома I степени, ученица 8 «Ц» класса София Черноиванова. — Уже в мае я буду жить в новом жилом комплексе, который построили на месте завода.
В будущем Совет ветеранов ЗИЛа вместе с руководством школы № 548 планирует сделать подобные конференции традицией. Планируется и открытие фотовыставки, посвященной заводу. Теперь, когда ЗИЛ прекратил существование, как никогда важно сохранить память о нем.
ФАКТ
За годы эвакуации ЗИС (ЗИЛ) в 1941–1942 гг. Иван Лихачев наладил производство на таких предприятиях СССР, как Ульяновский автомобильный, Миасский автомоторный (УралАЗ) и Челябинский кузнечно-прессовый завод.