Бесценный труд сохранят и изучат

Хлопчатобумажной фабрике имени М. В. Фрунзе, бывшей Даниловской мануфактуре, самые лучшие годы своей жизни посвятил Алексей Федорович Плеханов, профессор, доктор технических наук. Благодаря его научным разработкам было введено безотходное производство. А на минувшей неделе его труды, заботливо собранные в архив, подготовили для передачи одному из московских музеев.
Когда в лихие 90-е фабрика закрылась, он тайно вместе со своим отцом Федором Михайловичем Плехановым, директором фабрики, вывез архивы: папки с документами, альбомы фотографий, даже некоторые образцы тканей. В планах у него было написать интересную и, главное, полезную книгу о Даниловской мануфактуре, разросшейся в хлопчатобумажную фабрику. Но распорядиться всем собранным материалом сегодня пришлось уже вдове Наталье Николаевне Плехановой. Она тоже несколько лет проработала вместе с супругом. Журналисты «ЮГ» встретились с профессорской вдовой в семейном гараже, где последние полгода архив хранился.
— В сотне метров отсюда, через забор, стоял еще и фабричный филиал «Автомат», его ткацкие станки «гремели» по всему Советскому Союзу, — вспомнила Наталья Николаевна. Архивные фотоснимки помогают узнать, как развивалось это уникальное производство. А в подборке документов есть свидетельства и более древние.
— Посмотрите, это фотокопии официального разрешения на строительство мануфактуры, — поделилась вдова профессора обнаруженными раритетами.
— Выдано московскому купцу Василию Мещерину в 1877 году, — процитировала она документ. В эту же бумажную стопку вложен чертежный план строительства первых фабричных корпусов, сохранилось имя ответственного за строительство — поручика князя Константина Оболенского.
К каждой такой старине, бумаге ли, вещи ли, соотносившейся с жизнью мануфактуры, Алексей Федорович, по признанию его вдовы, испытывал неподдельную нежность. Так, в профессорской квартире навечно поселился письменный стол купца Василия Мещерина, первого хозяина мануфактуры, спасенный во время уничтожения фабричной собственности.
— Из качественного красного дерева со столешницей, обитой зеленым добротным сукном, — похвасталась Наталья Николаевна, — мы забирали его ободранным и на двух ножках вместо четырех. Но костромские мастера вернули ему первоначальный вид, а плату взяли, можно сказать, символическую.
Реставраторы признались, что пересняли лекало необыкновенного стола для будущего собственного производства и в благодарность сделали скидку. Наталья Николаевна подробно рассказала, как, оставшись без любимой фабрики, профессор Плеханов вернулся в родной институт, уже ставший частью Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина. Алексей Федорович возглавил кафедру «Прядение хлопка». Но через несколько лет и ее решено было закрыть.
— Тогда мой муж стал читать лекции в режиме онлайн зарубежным студентам, — рассказала Наталья Николаевна. Она не скрывает, что бесценные знания профессора Алексея Плеханова применялись на ткацких фабриках Узбекистана и Таджикистана. Познакомиться воочию с их новейшим ткацким оборудованием ученому из России удалось в командировках.
Она не скрывает, что бесценные знания профессора Алексея Плеханова применялись на ткацких фабриках Узбекистана и Таджикистана. Познакомиться воочию с их новейшим ткацким оборудованием ученому из России удалось в командировках.
— Прогресс их хлопкопрядильной промышленности прямо-таки поразил его, — не скрывала грусти вдова. До недавнего времени она даже не представляла, что делать с научным наследством.
— Случайная встреча с музейными сотрудниками по сути спасла архив от уничтожения. Теперь его изучением займутся специалисты. Я, конечно, с радостью согласилась с их предложением подарить музею все ценные материалы, — сообщила вдова ученого. Она верит, что архивы могут быть интересны и производственникам.