Поймать дух времени на московском фестивале

13 июня. Фотограф Сергей Богданов на площадке «Середина XIX века глазами женщин» демонстрировал посетителям технику старинной фотографии «мокрый коллодий». Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»
13 июня. Фотограф Сергей Богданов на площадке «Середина XIX века глазами женщин» демонстрировал посетителям технику старинной фотографии «мокрый коллодий». Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

В минувшие выходные прошел ежегодный фестиваль «Времена и эпохи». Он стал частью масштабной программы «Лето в городе. Все на улицу!». Корреспондент «Южных горизонтов» побывала на двух площадках, которые были организованы в Южном округе, и узнала, чем в этом году удивляли гостей реконструкторы.

На улицах города оживали исторические картины. Тут можно было погрузиться в атмосферу сражений и битв, посетить балы и салоны, услышать легенды, погрузиться в фольклор.

И при этом оказаться в любимом историческом периоде. Поэтому никого не удивляла картинка, когда, например, солдат, участник Великой Отечественной войны, запросто мог болтать на улице с гладиатором, а горожанка из Средневековья вести светские беседы с милой дворяночкой пушкинских времен — все события в эти дни казались такими близкими, будто бы их вовсе не разделяют несколько веков…

Путешествие вглубь времени мы начали со станции метро «Алма-Атинская».

ДАМСКИЕ СЕКРЕТЫ

Лето в этом году непредсказуемо, и в дни фестиваля с погодой везло не всегда — как только мы приехали на площадку, начал накрапывать дождь, но мы быстро нашли укрытие… в дамском салоне! Как во все времена, дамы не проводили все свое время за рукоделием или другими праведными трудами — не меньше их умы занимала собственная красота.

— Наша площадка посвящена Всероссийской промышленной и художественной выставке, которая состоялась в 1896 году в Нижнем Новгороде. Конечно. отдельное место занимали на ней товары для дам, — отметила историк костюма Марьяна Скуратовская, провожая нас к туалетному столику, заставленному разными мелочами.

Здесь можно было узнать о всех секретах модниц, живших более ста лет назад. Марьяна, присев за трюмо, показала мне широкую кисть, похожую по форме на малярную, но с длинным шелковистым ворсом. Честно признаюсь, я ошиблась, решив, что предмет мог бы использоваться для косметики, а оказалось, что для шляп!

— На головных уборах было большое количество украшений вроде искусственных цветов или перьев, — с улыбкой рассказала мне участница. — Такую кисть использовали, чтобы очистить свою шляпку, ничего не повредив.

После Марьяна протянула мне круглую железную баночку. В таких раньше выпускалась компактная пудра, и ее аромат удивительным образом сохранился! Причем интересно, что он очень напоминает запах современной косметики — в конце XIX века уже появились безвредные составы, но все же некоторые кремы и пудры содержали вредный мышьяк.

Платье, сшитое по моде конца XIX века, из коллекции Анастасии Барановой. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»
Платье, сшитое по моде конца XIX века, из коллекции Анастасии Барановой. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»

Тем не менее невозможно было не впечатлиться масштабом коллекции Марьяны Скуратовской, где есть все: щипчики для завивки волос, шпильки старинных мануфактур и даже настоящая редкость — пуховка из натурального лебяжьего пуха. Настолько мягкая, что, поверьте, никакие современные бьюти-девайсы не сравнятся с ней по тактильным ощущениям.

Многое мне досталось от родственниц старшего поколения, но, конечно, ищу предметы у других коллекционеров, а что-то приезжало ко мне из-за границы, — рассказала Марьяна. — Поскольку я историк костюма, у меня была четкая цель — я хотела собрать полностью туалетный столик и рассказывать именно о дамских штучках. Узнав о макияже XIX века, мы перешли к столу, где расположилось множество шляпок. Соломенные, войлочные, шерстяные, с цветами, роскошными страусиными или остренькими петушиными перьями…

Шляпка всегда завершала дамский туалет, и без нее невозможно было выйти на улицу, — рассказала другая участница, костюмер Анастасия Баранова. — Но был один секрет ее ношения. Правильную посадку головного убора обеспечивала длинная шляпная булавка — так его крепили к высокой прическе.

Полюбовавшись дамскими мелочами, мы отправились на «Красногвардейскую» и оказались еще дальше в прошлом — в периоде Крымской войны…

ПЕРВЫЙ ВОЕННЫЙ ФОТОКОРРЕСПОНДЕНТ

В павильоне можно было посетить фотоателье середины XIX века. Здесь не нужно было неподвижно ждать, пока винтажная камера зафиксирует изображение.

Технология печати «мокрый коллодий» была изобретена в 1854 году британским мастером Роджером Фентоном, — рассказал Сергей Богданов. — Его способ сократил время экспозиции до нескольких секунд, и фотограф отправился в зону боевых действий — на Крымскую войну, и стал первым военным фотокорреспондентом.

Сергей Богданов в обычной жизни, за пределами фестиваля, профессиональный фотограф. Товарищ много лет назад подарил ему старинный аппарат на треноге, который полностью повторяет изобретение середины XIX века, он освоил непростую технологию, которую во всех деталях показал гостям.

Каждый фотоаппарат рассчитан на определенный размер изображения, и менять его невозможно, — отметил Сергей Богданов. — Вам понадобится идеально чистое стекло, натертое до блеска специальными средствами, которое дальше поливалось коллоидным раствором.

Коллекция фотографий, сделанных по технологии Роджера Фентона. Гостям площадки предлагали угадать, какие снимки были сделаны в XIX веке. Фото: Мария Хапцова
Коллекция фотографий, сделанных по технологии Роджера Фентона. Гостям площадки предлагали угадать, какие снимки были сделаны в XIX веке. Фото: Мария Хапцова

Нахожу на столе баночку и нюхаю — пахнет спиртом и эфирными маслами. Состав угадывается безошибочно опытным путем. А дальше — процесс, рассчитанный до секунд и не прощающий ошибок, ведь стекло в идеально темной комнате надо опустить в ванну с нитратом серебра. После этого оно приобретет светочувствительность. Только потом стекло закладывается в деревянную кассету, вставляется в аппарат, и свершается чудо — светом на стекле отображается запланированный кадр.

Сергей подложил под стекло черную бумагу, и я изумилась, заметив, что полученная картина запечатлена в мельчайших подробностях, с разрешением ничуть не хуже HD-качества.

В коллекции Сергея Богданова есть отпечатки фотографий, сделанных Фентоном — раненые, сестры милосердия, офицеры… А есть и те, которые он сделал на собственной даче или же, что еще интереснее, на прошлых фестивалях «Времена и эпохи», и в его объектив, глядящий сквозь столетия, попали и солдаты времен войны Севера и Юга в США… Уверяю, вы никогда бы не отгадали, какие фотографии сделаны в наше время, а какие — в середине XIX века. Нужно только постараться, чтобы в кадр не попали машины, а в руках у моделей не осталось гаджетов… И снова мне подумалось — нам только кажется, что мир неузнаваемо изменился, а сто лет назад никто и представить не мог тех чудес, которыми мы обладаем. Но на поверку оказывается, что нам было бы легко найти общий язык и с девушками, обсуждая бьюти-рутину, и с первыми военными фотокорреспондентами.

ЦИФРА

150 экскурсий провели участники фестиваля «Времена и эпохи» в этом году, а в программе приняли участие 2000 реконструкторов.

КСТАТИ

Фестиваль «Времена и эпохи» стал частью масштабной программы «Лето в городе. Все на улицу!» На протяжении 100 дней, с 1 июня до 1 сентября, москвичей и гостей столицы ждет множество развлечений: лекции, концерты, театрализованные представления, спортивные соревнования…

Фестиваль проходит на 600 городских площадках, расположенных по всему городу. На них организуют игры в баскетбол и волейбол, танцевальные классы, фитнес-зарядку, кулинарные мастер-классы, ярмарки винтажных товаров и другое. В любом районе можно найти развлечение по вкусу недалеко от дома!

Новости партнеров
Полезные ссылки