Выставка, близкая сердцу
К своему сорокалетию парк-музей «Царицыно» приготовил себе немало оригинальных подарков. Одним из них стала выставка «Людии фонды».
Чтобы представить этот дворцовый ансамбль 40 лет назад, главный научный сотрудник музея Ольга Докучаева предлагает взглянуть на некоторые черно-белые фотографии, сохранившиеся в архиве. Грустное зрелище — сплошные развалины. Здание Кухонного корпуса, или Хлебного дома, откуда мы вместе начинаем небольшую экскурсию, оказалось, среди тех корпусов, которые все-таки выжили. А ведь с 1920-х годов половину его занимали коммунальные квартиры, сколоченные из досок в два этажа, во второй же половине размещался самый натуральный хлев для скотины. Расселение произошло лишь к 1970-м годам.
— Царская резиденция в Царицыно строилась 20 лет, внутреннее убранство только-только стало заполняться, когда ушла из жизни императрица. Но хозяйке резиденции, Великой Екатерине, удалось пожить в подмосковной усадьбе шесть недель в 1775 году, во временном деревянном дворце. Он, предположительно, стоял на месте сегодняшнего Оперного дома, всего шесть комнат. В честь заключения Кючук-Кайнарджийского мира Екатерина II здесь организовывала пиры и принимала европейских послов, — вспоминает Ольга Владимировна.
В 1984 году наконец-то в дворцовом царицынском ансамбле было принято «поселить» Государственный музей прикладного искусства СССР. Кстати, Докучаевой выпало заниматься его созданием с 1987 года. (Пришла Ольга Владимировна заведующей сектором садово-паркового искусства, выросла до заместителя директора, потом генерального директора по научной, экспозиционно-выставочной образовательной деятельности, только с весны прошлого года перешла на более спокойную работу.)
Первый коллектив «музейщиков» насчитывал порядка 20 человек. Историческая фотография, где видно, как все они вышли на субботник в 1985 году, сохранилась. В том же году начались первые реставрационные работы, в местном клубе получил прописку первый отряд реставраторов, большинство сотрудников музея решились на переезд ближе к работе. Правда, для создания нормальных человеческих условий еще требовалось провести коммуникации, все, кроме электричества.
— Первое, с чего мы начали, — это сбор коллекций, ездили в командировки по всему Советскому Союзу. Первый директор «Царицыно» модный известный художник Илья Глазунов, честь ему и хвала, добился присвоения музею статуса научно-исследовательского учреждения первой категории, а также обязал организовать в обязательном порядке передачу коллекций из регионов, — рассказывает Ольга Докучаева.
Сегодня редкий музей может похвастаться экспонатами из всех бывших 15 республик СССР, а в «Царицыно» сохранились и из крайне прохладной по отношению к нам Прибалтики, и из противоречивой, жаркой Грузии.
— Причем у них там подобных «богатств» не найти, — заявляет главный научный сотрудник Ольга Докучаева.
В пору, когда парк-музей перешел из федерального подчинения в городское, московское, главное направление работы его сотрудников сосредоточилось на «собирании» истории времени Великой Екатерины. Теперь наряду с ним продолжают развиваться темы народно-прикладного творчества, эпистолярного и театрального искусств... Недавно открывшаяся выставка «Люди и фонды» раскрывает некоторые грани жизни большого музейного коллектива, за 40 лет он вырос до 600 человек.
— Наша дирекция «допустила» до фондов, куда вход случайным людям и даже большинству сотрудников запрещен. Все же те, кто трудится у нас, в том числе рабочие, уже люди неслучайные. Чтобы грамотно разместить в витрине экспонат, необходимо чувствовать его уникальность, понимать, в чем она заключена, — объясняет Ольга Владимировна.
40 человек из большого музейного коллектива откликнулись на предложение составить собственную экспозицию из музейных экспонатов, дорогих и памятных именно им, в связи с какими-то жизненными или профессиональными событиями. И выставка состоялась. Равнодушные люди надолго в этих стенах не задерживаются, а неравнодушным памятен каждый «камень».
«...Монеты этой эпохи называют «проволочными» копейками», а на нумизматическом жаргоне еще и «чешуей»... решил Сергей Лячин строить дом и задумал украсить его резьбой такой красоты, какой ни у кого из соседей и быть не должно... чтобы не мешать домашним, Иван Михайлович пристроил к будке маленький сарай, где и написал сотни чудесных акварелей из народной жизни...» Это всего лишь три фрагмента из трех необыкновенных эссе, написанных сотрудниками Царицынского музея как сопровождения к экспонатам новой выставки. Юристы, бухгалтеры, рабочие, хранители, ученые собирали выставку по своему усмотрению, оглядываясь на состоявшуюся в жизни историю — свою и уникального предмета. Поверьте, скучных эссе не получилось, хочется смотреть, читать, потом опять смотреть и размышлять.
КСТАТИ
«Царицыно» — одно из самых больших музейно-выставочных учреждений Москвы и крупнейший музей-заповедник в городе, в который входят Царицынский дворцово-парковый ансамбль, с Царицынскими прудами и пейзажным парком. Он был открыт в 1984 году, а с 1998-го входит в состав особо охраняемой природной территории «Царицыно». Основу его коллекций составляют экспонаты декоративно-прикладного искусства 1920–30-х годов и послевоенных лет.