Экскурсия — это не карнавал

10 июня. Экскурсовод Максим Кокорев проводит экскурсию по музею-заповеднику «Коломенское» в костюме стрельца XVII века. Фото: пресс-служба музея-заповедника «Коломенское»
10 июня. Экскурсовод Максим Кокорев проводит экскурсию по музею-заповеднику «Коломенское» в костюме стрельца XVII века. Фото: пресс-служба музея-заповедника «Коломенское»

Сотрудник музея-заповедника «Коломенское» Максим Кокорев стал лучшим экскурсоводом Москвы, одержав победу в профессиональном конкурсе «Московские мастера». Корреспонденты «ЮГ» поговорили с Максимом о профессии, любви к бывшему дворцовому селу и историях, связанных с ним.

— Максим, расскажите, как вы стали экскурсоводом.

— Во многом это получилось неожиданно. Сейчас я учусь в аспирантуре МГУ на историческом факультете, а «Коломенское» сотрудничает с образовательными организациями: студенты разных направлений проходят здесь практику. Год назад и меня через обращение на кафедру МГУ пригласили в музей-заповедник. Когда я пришел и посмотрел, то мне все очень понравилось. Так я и остался работать, хотя изначально цели стать экскурсоводом у меня не было.

— Меня до сих пор восхищает это уникальное место, связанное как с умиротворяющей и живописной красотой окружающей природы, так и с глубиной истории
этой древней вотчины Рюриковичей и Романовых. Кроме того, что в «Коломенском» во множестве исторических памятников отразились эпохи Московской Руси, Российского царства и Российской империи, здесь постоянно происходит много интересных событий, и ничего не надоедает! Да и коллектив нравится!

— Помните, какой была ваша первая экскурсия?

— Моя первая экскурсия была обзорной, по исторической части «Коломенского» — по Государеву двору. В царской усадьбе сохранились памятники русской архитектуры XVI и XVII веков, и даже XIX века, если говорить об императорской резиденции. Обзорные экскурсии, как правило, выполняют задачу ввести людей, которые впервые посетили музей-заповедник, в историю государевой великокняжеской, царской и императорской резиденции. Я готовил ее на основе уже имеющихся методических разработок, ну и, конечно, сам много читал по теме, изучал территорию. В этом мне помогали коллеги. Всего подготовка заняла около двух недель.

— Как вы разрабатываете маршруты?

— Важную часть нашей работы составляет научно-исследовательская и методическая деятельность. В первую очередь разрабатывается и утверждается тема для новой экскурсии, связанная с определенной задачей. Например, «Военная история Коломенского» или «Петр Первый в Коломенском».

Затем идет научно-исследовательская работа по поиску источников и документов. Не менее важна методическая работа, ведь экскурсия должна быть доступна и интересна нашим гостям. После составления методической разработки экскурсии мы защищаем ее на научном совете. Так что вся работа ложится именно на экскурсоводов: мы сами работаем в архивах, изучаем источники и литературу, пишем текст и убеждаем руководство в том, что это важно и нужно.

Но методическое пособие не догма, а руководство к действию. У нас, в музее-заповеднике, есть разные объекты, например, церковь Вознесения Господня, Дворец Алексея Михайловича, Водовзводная башня, павильон 1825 года. Каждый из них рассказывает свою историю, но при их сочетании рождается новый маршрут!

Так, недавно мной была разработана экскурсия, посвященная эпохе Екатерине Великой. В ходе экскурсии мы проходим по территории, где располагался дворец императрицы, с помощью QR- кода смотрим, как он выглядел, затем прогуливаемся в Казанском саду, который был благоустроен императрицей, а после этого идем по территории старинного Государева двора. Екатерина возродила в Коломенском соколиную охоту, которую сама очень любила! Вообще, в музее-заповеднике императрица находила любимое место для отдыха и развлечений. Каждый вечер она играла здесь в карты или бильярд либо смотрела театрализованные постановки. Но несмотря на то, что Коломенское не столичная резиденция, императрица появлялась здесь регулярно. Я рассказываю о том, как роль личности влияет на развитие исторического процесса. И, конечно же, много интересных подробностей, например, о том, как она сама отзывалась о любимом Коломенском в личных и деловых письмах. Подобные маршруты у нас есть и по Александру I. Для Александра Коломенское — это место детства и юности.

Первое яркое впечатление о Коломенском сформировалось у юного Александра Павловича в детские годы, когда он был здесь в десятилетнем возрасте при дворе своей бабушки Екатерины Великой вместе со своим отцом Павлом Петровичем и младшим братом Константином. Символом нового расцвета Коломенского стал дворец императора Александра I, возведенный на высоком берегу Москвы-реки у церкви Вознесения Господня.

— А есть у вас собственные фишки?

— Моя — это то, что я рассказываю неизвестные факты, которые в сети не найти. У меня, как сотрудника «Коломенского», есть возможность изучать документы, которые широкой публике так или иначе недоступны. Например, воспоминания послов, личная и деловая переписка известных людей. Экскурсия должна просветить и помочь гостям посмотреть другими глазами на то место, где они находятся. А если у нас экскурсия заказная, то в зависимости от погоды я могу провести ее в реконструкции исторического костюма. Детские экскурсии провожу вместе с приглашенными артистами в игровом формате. Например, на одной из таких экскурсий мы учим детей грамотности — писать чернилами и на дощечках.

Но я убежден, что работа экскурсовода — это не театр и не карнавал, а прежде всего — просвещение!

— Вам задавали вопросы, на которые вы не знали, как ответить?

— Вопросы могут задавать очень разные. Так, недавно мне задали вопрос: сколько граммов серебра в одном из колоколов на колокольне в «Коломенском». Я ответил, что в сплаве содержание серебра, как правило, незначительно, а для того, чтобы это точно узнать, нужно запросить информацию из отдела фондов и провести необходимый химический анализ.

— Что вы делаете, если посетители отвлеклись или не слушают?

— Я стараюсь акцентировать их внимание разными способами, например, рассказать интересную историю или привести рифмованную цитату из Симеона Полоцкого. Или задать вопрос. 

А вообще, в начале каждой экскурсии я уточняю у посетителей, о чем им хотелось бы узнать. Я слушаю пожелания и стараюсь больше подсветить ту сторону, которая интересна людям. Поэтому на одной экскурсии мы можем, к примеру, больше о культуре говорить, на другой — о религии, а на третьей — о системе власти или даже о военном деле. И все экскурсии у меня всегда будут разными! Я не учу текст, он формируется во время маршрута.

— Какие у вас любимые места на юге Москвы?

Сложный вопрос... Дело в том, что помимо экскурсионной работы я пишу диссертацию, преподаю в МГУ и занимаюсь важной работой в Комитете по делам воинов-интернационалистов.

Поэтому куда-то выбираться у меня получается нечасто — времени нет. В Южном округе я в основном бываю именно в «Коломенском». А здесь я очень люблю прогулочную зону. Тут когда-то было посажено шесть садов, а осталось только три: Казанский, Вознесенский, Дьяковский. В этих садах очень приятно находиться.

Конечно же, мне нравятся Голосов овраг и памятники, связанные с историей. Очень люблю дубовую рощу, где растут 300-летние деревья, и липовую аллею.

ЦИФРА 

3 сада сейчас работают на территории «Коломенского».

СПРАВКА

Профессия экскурсовода появилась относительно недавно. Теоретики экскурсионного дела единодушны, что предпосылки профессии сформировались во второй половине XIX века, когда для общественного посещения открылись музеи. Показ артефактов и древностей потребовал участия специалистов, которые комментировали экспонированные предметы.

Новости партнеров