Искусство правильно расставлять знаки

Руководитель музея Леонид Титов демонстрирует военную форму 18 века. Музей военной атрибутики. Дом Даниловской слободы. Донской район
27 июня. Руководитель галереи Леонид Титов демонстрирует военную форму XVIII века. Фото: Анатолий Цымбалюк. «Вечерняя Москва»

Историю своей страны можно изучать по-разному. Например, читать учебники. Или — проводить время в обществе книг в библиотеке. И теперь перелистывать страницы прошлого можно в «Галерее военной символики» Даниловского района. В преддверии дня Победы над шведами в Полтавском сражении корреспондент «ЮГ» встретился с фалеристом и нумизматом Леонидом Титовым, который хранит у себя в том числе и форму петровских времен.


У человека, впервые попавшего в этот особнячок на юге Москвы, сначала могут разбежаться глаза от обилия удивительных предметов, собранных в одном месте. Тут и военная форма различных эпох, и уникальные фотографии, и списки необычных икон. А главное — огромное количество военных и гражданских знаков отличия.

ВСЕ ОЧЕНЬ СИМВОЛИЧНО

По словам Леонида Титова, ранее он возглавлял одну из фирм, которая занималась разработкой и изготовлением военной символики.

— Меня очень заинтересовала эта тема, — рассказывает Леонид Титов. — В 1993 году познакомился со своим компаньоном Борисом. А он в то время занимался изготовлением копий полковых знаков. Мы решили работать вместе. И года с 1994-го начали все это воплощать в жизнь. Знаки разрабатывали на основе опыта русских орденских мастерских. Мы были одними из первых, кто начал восстанавливать традиции русского медальерного дела. А в 1997 году создали общественную организацию «Академия русской символики», которая занималась разработками нагрудных знаков. А фирма, которую в то время возглавлял, — производством в го-рячих эмалях.

Леонид отмечает, что мысль начать заниматься собирательством пришла после того, как появилось понимание, что для того, чтобы знать, как сделать тот или иной знак, надо видеть оригинальную вещь. А значит, такую вещь найти. А параллельно стала формироваться библиотека со справочными и историческими изданиями.

— Сейчас в ней порядка 1,5 тысячи изданий, касающихся военной символики, истории, геральдики и различных смежных дисциплин, — рассказывает фалерист. — Попутно я начал коллекционировать советские награды. Собрал практически все. Денег они стоят много, но иметь их в копиях не хотелось. Тогда я все продал и ушел в военную реконструкцию. Мне всегда был интересен период наполеоновских войн.

Леонид подводит нас к образцу военной формы гренадера Дворцовой роты — элитного подразделения Русской императорской армии. На манекен с мундиром эпохи начала XIX века водружена удивительной формы и размеров медвежья шапка, украшенная двуглавым орлом. Точно такие же когда-то носили гренадеры французской гвардии. Но при учреждении роты император Николай I распорядился ввести похожий головной убор для своих дворцовых гвардейцев как законный военный трофей и «в память подвигов Гвардии в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах 1813–1814 гг.».

— В реконструкции я числюсь в первой гренадерской роте Московского пехотного полка. Он был сформирован в июне 1700 года, — продолжает Леонид, — а до этого был Первым московским выборным стрелецким.

Рядом стоит манекен в форме Преображенского полка.

27 июня. Маршальский мундир с орденскими планками и золотым шитьем, выполненным мастерами из Торжка. Фото: Анатолий Цымбалюк. «Вечерняя Москва»

— В 1700 году случилась битва при Нарве, ставшая разгромной для русских войск, — продолжает фалерист. — В той битве солдаты трех полков сражались, стоя по колено в снегу, и снег этот был красным от крови павших. И Петр Первый в ознаменование подвига гвардейцев постановил носить им красные чулки. С тех пор и гвардия носила такие, а армейские полки — белые или черные. Рядом стоят доспехи средневекового рыцаря. Дополняет наряд массивный блестящий шлем с опущенным забралом. По словам Леонида, несмотря на то что их экспозиция условно делится на три временных промежутка — от Петра I до Николая II, Красная и Советская армии и современная форма, доспех, невзирая на то что слегка выбивается из этого ряда, оказался тут совсем не случайно.

— Владелец лат сейчас находится в зоне СВО, — говорит фалерист. — Но вся его амуниция пока хранится у нас: и штаны, и железная обувь, и латы, и шлем. Но таскать такой наряд на себе — то же самое, что пулемет с боекомплектом.

А вот с массовым производством знаков мы пока остановились. И в основном делаем их для добровольцев из зоны СВО. Тогда-то и пришла еще одна идея — создать отдельную музейную коллекцию. Так появилась Галерея военной символики, так что мы, скорее, не коллекционеры, а собиратели.

ЖИВАЯ ИСТОРИЯ

Леонид искренне уверен, что исторические знания обязательно нужно передавать и детям, причем делать это не только в игровой форме.

27 июня. Раздел музея посвященный образцам военной формы Красной и Советской армий
27 июня. Раздел музея посвященный образцам военной формы Красной и Советской армий. Фото: Анатолий Цымбалюк. «Вечерняя Москва»

— Когда к нам приходят дети, то мы придумываем с ними различные квесты, уроки живой истории, — уточняет фалерист. — Но мы идем к созданию музея. Пока на наших площадках он получается скорее домашним. Да и плотность хранения тут очень большая. А для детей экспозиции будут сменять друг друга. Например, неделю будет про флот, а потом поменяем на армию. Есть желание сделать подобие детского музея. И ребята будут сами оформлять его, искать материалы, приглашать родителей. В процессе работы дети должны понимать, какой экспонат для чего нужен. Считаю, что так мы сможем оторвать их от улицы.

Леонид рассказывает, что, для того чтобы пополнять собрание, каждую субботу и воскресенье сотрудники ездят на барахолки.

— Какие-то мундиры специально отшиваются по уже готовым технологиям. Например, у нас есть генеральский мундир, золотое шитье для которого выполняли золотошвеи из Торжка. Мы планировали сделать из него форму Леонида Ильича Брежнева. Но тогда на галстук придется прикреплять маршальскую звезду. Да и с орденскими колодками надо разбираться очень тщательно.

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЛИКИ

Отдельный раздел посвящен старинным фотографиям, портретам и иконам.

Неизвестный командир-красноармеец. На обороте надпись: «У кого из вас будет мой портрет — присматривайте за ним». 1921 год . Фото: Анатолий Цымбалюк. «Вечерняя Москва»
Неизвестный командир-красноармеец. На обороте надпись: «У кого из вас будет мой портрет — присматривайте за ним». 1921 год . Фото: Анатолий Цымбалюк. «Вечерняя Москва»

— У нас есть Порт-Артурская икона Божией Матери, — рассказывает Леонид Титов. — Ее написали накануне Русско-японской войны, когда одному ветерану обороны Севастополя в Крымской войне было видение. При этом ее надо было успеть доставить в Порт-Артур. Но люди не сильно торопились это сделать. И икона пропала. Но не так давно наши паломники выкупили ее в Израиле. Или икона «Явление Бо- городицы русским войскам» накануне августовского сражения в Первой мировой войне. Так что мы решили купить их списки (копии. — «ЮГ»). И теперь есть задумка купить иконы с военной историей.

А Леонид между тем подводит к одному очень интересному фотопортрету. На нас глядит командир Красной армии с нагрудным командирским знаком.

— Это неизвестный командир Красной армии 1921 года, — показывает Титов. — Подпись на обороте сделана в 1960 году: «У кого окажется мой потрет — позаботьтесь о нем». У него на груди знак, который атрибутировать невозможно. Но мы представляем рядом знаки красных командиров. На них используются полковые венки мастеров старой школы. Идеология была новой, а мастера — старой школы. В музее есть еще несколько экспонатов, которые напрямую не связаны с символикой или нагрудными знаками. Например, телефон АТС-1, стоявший на столе Леонида Брежнева, линейка для определения радиации или игрушки из дерева на военную тематику мастера Александра Шалова.

Леонид очень надеется, что в их собрании каждый может найти что-то интересное. И коллекция когда-нибудь все-таки станет музеем с различными разделами. Пока же ознакомиться с ней можно на страничке в соцсети «ВКонтакте».

Новости партнеров
Полезные ссылки