Райский сад ближе, чем кажется

В Сытном дворе музея-заповедника «Коломенское» открылась экспозиция «Райский сад земной и небесный». Гости выставки смогут узнать, как в разные временные периоды творцы стремились воссоздать образ рая на земле.
Кураторы отобрали для экспозиции более 300 произведений из десяти музеев и частных коллекций, она разделена на три смысловые части: «Рай земной», «Рай небесный» и «Поиски рая на земле». Рай земной — это ветхозаветный Эдемский сад, символ изобилия и безмятежной жизни, вдохновлявший средневековых церковных художников и мастеров нового времени. Цветочные орнаменты на барельефах, фрукты на кованых воротах храмовой ограды — отсылки именно к тому чудесному месту, из которого были изгнаны Адам и Ева после грехопадения.
— Но затем Спаситель вновь приоткрывает людям возможность увидеть рай, — рассказывает куратор выставки, искусствовед Вера Мужева. — Тот небесный Иерусалим, описанный в Апокалипсисе, становится местом, куда верующий праведный человек может попасть после смерти. Мы обрели утраченную ранее надежду, что будем пребывать в вечности с Богом! В этом разделе выставки собраны произведения с изображениями рая, описанного в Откровении Иоанна Богослова. Богородица — «новая Ева» — окружена цветами, Христос вытягивает за руку Адама из преисподней, разбойник Рах первым из людей входит в Царствие Небесное.

А третий раздел выставки посвящен раю на земле, который человечество ищет всю свою историю. — Монахи строили монастыри по образу небесного Иерусалима — города, замкнутого на самом себе, — поясняет куратор. — Этот образ всегда был питательной почвой для художников разных эпох, иконописцев и простых людей.
На втором этаже выставочного пространства можно увидеть «рай» в представлениях художников XIX– XX веков. Произведения Наталии Гончаровой, изобразившей залитые солнцем грядки с капустой и трудящихся крестьянок, высвечивают тему примирения человека с Богом через труд. Александр Тышлер создает безмятежную и полную неги работу с образом отдыхающего в гамаке человека. Можно создать себе «рай» таким нехитрым образом: подвесить гамачок, лечь в него, как на подушку, и погрузиться в детство. Гамак — это защитный кокон, люлька для взрослых, она укачивает и убаюкивает… Живописец 20-х годов прошлого века Федор Богородский увидел свой рай в Парке Горького: лодочки у Голицынского пруда, колесо обозрения, виднеющееся вдали, и много зелени. Хотя творцы в то время действительно пытались превратить парк в своеобразный кусочек рая в большом городе, сделать его, как заметил английский писатель Герберт Уэллс, «фабрикой счастливых людей». Создание рая — процесс, неразрывно связанный с работой. Именно поэтому на входе в зал нас встречают образы садовников. Это и портрет садовника на веранде кисти Роберта Фалька, и садовник Ивана Рыбакова. Рядом — портрет художника Исаака Левитана в саду. Но работа эта должна быть не тягостной, а творческой. Ее задача — приносить радость! И плодами этой работы — изображениями собранного урожая — заканчивается экспозиция зала. При этом яблоки на натюрмортах — символ не грехопадения, а попытки приблизиться к Богу через труд.

Впрочем, на двух последних работах — Нины Рогожиной и Михаила Кончаловского — на плодах можно заметить следы увядания. Это отсылка к тому, что все конечно, и каким бы прекрасным ни был рай, построенный на земле, с собой забрать его невозможно.
— Это возвращает нас к надежде на спасение, на новообретенный рай, — замечает Мужева. — Конец экспозиции должен навести на размышления о вечности!
К слову, два исторических сада самого Коломенского — Казанский и Вознесенский, начинающиеся практически за дверьми Сытного двора, отлично вписались в контекст экспозиции. Их фактически можно считать органичным продолжением самой выставки.
СПРАВКА
Эдем — райский сад в древнееврейских религиозных текстах, место первоначального обитания Адама и Евы до грехопадения. Споры о его местоположении ведутся до сих пор. Ряд теологов и историков полагают, что он находился в Армении, другие же теоретики помещают его на дно Персидского залива. Одна из наиболее свежих версий историка Дэвида Рола указывает, что райский сад находился в Иранской провинции Азербайджан.