Взгляд молодого поколения

Культурном центре ЗИЛ театр «Где я» на минувшей неделе представил спектакль «Карамазовы. Финал» по роману Достоевского. Режиссером стал выпускник лаборатории Юрия Муравицкого Московской школы нового кино Владимир Краснобаев.
Зал-конструктор культурного центра ЗИЛ часто становится первой площадкой, где зрители могут увидеть свежие и необычные постановки сезона. Такие спектакли показывают, как молодое поколение режиссеров и артистов экспериментирует с художественным языком и какие темы больше всего волнуют «свежую кровь»

ОБРАЩЕНИЕ К КЛАССИКЕ
Молодой режиссер Владимир Краснобаев в своем спектакле сделал центральной сюжетную линию маленького мальчика — Илюши Снегирева. — На первый взгляд кажется, что в этой линии романа нет ничего хорошего, все становится хуже и хуже, — отметил режиссер. — Но при этом в финале «Братьев Карамазовых» есть ощущение мощнейшей воли к жизни в трудные времена! Эта парадоксальность меня притягивает, кажется мне острой и уместной. Модернистское решение символично и лишено бытовых деталей и подробностей костюма. Наоборот, все нарочито современно, и за счет этого острее воспринимаются монологи-исповеди щеголеватого наглеца Коли Красоткина (Святослав Перчук) и штабс-капитана Снегирева (Егор Бильжо), отца Илюши, которые рассказывают в микрофон, словно на стендап-концерте, причины болезни мальчишки.

Иллюстрирует рассказ видеопроекция — на стене появляются фотоколлажи, где убегает несчастная Жучка, схватившая булку с воткнутой в нее булавкой, и отец, которого таскает за бороду шутки ради один из Карамазовых.
Мальчик — символ души, загубленной миром. Он не был готов к жестоким шуткам Смердякова, не смог пережить унижение отца, свершившееся на его глазах, и то, что он не сможет, как благородный рыцарь, восстановить справедливость.
— С точки зрения режиссуры работать с Достоевским легко — у него очень хороший текст для произнесения на сцене, поэтому его произведения ставятся очень часто, — отметил Владимир. — Гораздо труднее разобраться в смыслах, понять, что в них важно, а что второстепенно.
И трудно выдержать баланс между темным и смешным, который самому автору удается соблюсти с кажущейся легкостью. Интересно, как молодая команда раскрывает типажи героев Достоевского. Так, штабс-капитан говорит с интонациями заносчиво го хулигана, но за бравадой скрывается растоптанное самоуважение. Его губит и равнодушие — даже доктор обыденным тоном предлагает ему отправить больного сына в Сиракузы, будто не замечая, из какого дома он только что вышел. Коля Красоткин, враг и друг Илюши, тринадцатилетний школяр, рассказывающий Карамазову про Вольтера и задающий недетские вопросы о Боге, становится манерным щеголем с ярким кулоном на шее. Но при этом, несмотря на показное равнодушие подростка, он глубоко переживает болезнь друга и делает все, чтобы разыскать для него Жучку, чтобы подарить ему хоть немного радости.
СМЕЛЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
При точном понимании идей Достоевского и бережном отношении к смыслам версия Владимира Краснобаева экспериментальна по своей форме. Например, в финале прозвучит стихотворение другого классика, Александра Пушкина «К Чаадаеву», при этом часть текста не звучит, а переносится на экран. — Для меня это стихотворение о надежде, как и наш спектакль. Достоевский — в некотором смысле проза от Пушкина. Поэтому мне показалось это уместным, — объяснил задумку режиссер. — И как раз линия та же — несмотря на все трудности, звучит воля к жизни, воодушевление, чувствуется вера в будущее. Постановка далека от классической эстетики, но при этом будет любопытна зрителю, стремящемуся понять систему мышления нового поколения, которое становится все заметнее на современной сцене.
СПРАВКА
Роман Федора Достоевского «Братья Карамазовы» опубликован в 1880 году. Его часто ставили на театральной сцене. Сейчас в МХТ имени Чехова идет спектакль Константина Богомолова, а в МДТ — Театре Европы — Льва Додина. Существует и множество экранизаций.