Ремесло превратили в искусство

 26 июля. Наталья Аредова демонстрирует рабочее место ювелира, созданное в 1982 году. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»
26 июля. Наталья Аредова демонстрирует рабочее место ювелира, созданное в 1982 году. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

В Большом дворце музея-заповедника «Царицыно» недавно открылась выставка «Невская перспектива». На экспозиции представлены работы ленинградских и петербургских ювелиров, созданные за последние 60 лет.

В советское время мастера работали только на крупных заводах и были лишены возможности вести частную деятельность.

К тому же действовал запрет на использование драгоценных металлов и некоторых видов камней.

— Работа на предприятии не давала творческим людям полностью реализовывать себя, — отметила куратор выставки, художник Анна Терещенкова. — Многие изделия адаптировали под массовое производство, их дизайн казался слишком смелым руководству.

Однако стремление творить было у художников всегда, и авторское ювелирное искусство родилось фактически из подручных материалов. В ход шло дерево, различные сплавы металлов, но при этом все работы отличал поиск интересной эстетики и необычных форм, которые находили свое выражение в эскизах и сделанных по ним браслетах, ожерельях, серьгах и брошах.

Рабочее место ювелира Бориса Павлова 1982 года, переоборудованное из типовой моделишкафа, получившего в народе название «ждановский» по названию завода, где было сконструировано изделие. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

Родоначальницей советской ювелирной школы стала Юта Паас-Александрова, главный художник завода «Русские самоцветы». Именно она добилась для ювелиров членства в Союзе художников и права на частные заказы. С этого момента ювелирное дело стало искусством, а не ремеслом.

Особенность экспозиции — подача информации от первого лица. Художники дружат между собой, объединяются в сообщества и рассказывают друг о друге зрителям, раскрывая секреты ремесла. На выставке представлены все этапы становления ленинградской школы ювелиров, например, нагрудные украшения из серии «Кружево» Юты Паас Александровой, колечки на которых собраны в причудливое плетение, отсылающее к традициям народного искусства и переосмысляющее его в эстетике середины XX века.

Или же булавки с длинной ножкой в форме гуттаперчевых человечков с головой-глазом — цикл «Инопланетяне».

— За несколько десятилетий существования авторского ювелирного искусства в нем сформировалось несколько стилистических направлений: традиционализм, неоисторизм, ассоциативно-образное и конструктивно пластическое направления, — подчеркнула искусствовед Ирина Перфильева. — Богатство творческих индивидуальностей современных художников-ювелиров обещает его интересное развитие и в будущем.

Создатели украшений действительно в своем творчестве переплетают разные направления и стили, многие вдохновляются историей. Так, в витрине поблескивают сплетенные из нескольких рядов широкие браслеты-наручи, созданные Анной Терещенковой в 2000 году. В их дизайне прослеживается обращение к славянскому декоративному искусству.

Некоторые же работы, словно картины, создают реалистичные образы. Таким изделием стало кольцо-браслет сестер Натальи и Татьяны Тарасовых «Красный шут», созданное из металла и ткани. Лицо-маска фиксируется на кисти, а концы шутовского колпака изящно обвиваются вокруг руки.

Серия рюмок «Попугаи», созданная Евгенией Добровольной (Кривошеевой). Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»
Серия рюмок «Попугаи», созданная Евгенией Добровольной (Кривошеевой). Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

— Тарасовы придумывают новые способы ношения украшений на теле, — подчеркнул художник Олег Тихомиров.

На выставке есть и примеры работ, вдохновленных красотой самого материала, замысловатым узором на поверхности минерала. Так была создана серия брошей Олега Оркина «Пруды», в дизайне которых сочетание бирюзы и агата как будто имитирует водную гладь. Помимо фантазийных форм, которые позволяют нас ладиться авторским взглядом, подмечающим красоту окружающего мира, на выставке есть и работы, отражающие ювелирное искусство как мелкую пластику, почти скульптуру. Так, серии Виктора Анипко «Фазаны» и «По пугаи» в технике горячей эмали представляют собой детализированные миниатюрные статуэтки.

Однако в Царицыне можно не только полюбоваться красотой изделий, но и понять, как создаются украшения. В экспозиции представлено рабочее место советского ювелира Бориса Павлова, переоборудованное из «ждановского» шкафа (типовая советская модель, названная по заводу имени Андрея Жданова. — «ЮГ») с несколькими отсеками, где лежат необходимые инструменты: от пинцетов до напильников. Рядом установлен экран, на котором транслируется видео — процесс работы мастера. В отдельном зале показывают фильм Натальи Полуяновой «Авторское ювелирное искусство. От первого лица».

На выставке можно увидеть уникальные произведения, которые никогда раньше не выставлялись, поскольку хранятся в частных коллекциях.

ЦИФРА

51 работу предоставили для выставки художники.

КСТАТИ

Драгоценности из СССР ценились в мире за высокое качество ювелирных сплавов, одну из лучших в мире огранок, квалификацию художников. Сейчас многие модели советских украшений переживают второе рождение, вдохновляя современных мастеров.

Новости партнеров