Прошлое, настоящее и будущее Симонова монастыря: что ждет объект с многовековой историей

«Всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Симонова монастыря», — написал в начале повести «Бедная Лиза» русский писатель Николай Карамзин. Сейчас монастырь мало напоминает те места, которые классик описывал в своем произведении. От крупной оборонительной постройки с толстыми стенами, несколькими соборами и высокими башнями остались одна южная стена и несколько зданий за ней. С северной стороны от остального мира монастырь защищает только забор и ворота со стальной розой. Симонов монастырь стоит посреди современных торговых центров, парков и брежневских застроек как напоминание из прошлого.
Специалисты из межрегиональной общественной организации «Союз краеведов» решили помочь местной общине. Они хотят привлечь внимание общества к состоянию монастыря. Представители организации провели собственное собрание, на котором обсудили планы организации на будущее. В ходе встречи краеведы приняли в свои ряды новых специалистов, а также обсудили меры поддержки, которые они могут оказать историческим строениям в столице и за ее пределами.
На подступах и внутри

Подходя к монастырю, сразу его не заприметишь. Больше видны пышные деревья, фонарные столбы и провода. Но все-таки среди местных джунглей пробивается наверх Солевая башня. Возведенный в XVII веке объект все еще выглядит величественно, но время и отсутствие внимания реставраторов дают о себе знать.
Если пройти вдоль сохранившейся стены, то можно увидеть, как в некоторых местах развалилась кладка и потускнел цвет кирпичей. Взгляд также может зацепиться за крыши зданий монастыря. При том можно увидеть архитектуру как XVII, XIX, так и XX веков. Но гуляющих это мало волнует. В расположенном напротив стены парке люди спокойно наслаждаются приятным летним днем и даже под фольклорную музыку тренируются в сражении на резиновых мечах. Экскурсовод монастыря Елена Смирнова предупредила, что жителям и гостям столицы стоит быть осторожными: разросшиеся деревья корнями разрушают стену. Из-за этого кирпичи могут падать в сторону парка.
Вход на территорию монастыря расположен немного дальше. Тут же можно увидеть храм Тихвинской иконы Божией Матери. Он сильно отличается от привычных православных церквей. Классического атрибута — купола — нигде не увидишь. К самому зданию в разное время добавили две пристройки, из-за чего серая стена с остатками оформления шахматами может легко перейти в розовую кирпичную. Изначально храм выполнили в стиле барокко с европейским оттенком. Ранее он был трапезной.
Вокруг здания можно увидеть надгробия XVII-XIX веков. Они находятся не на своих первоначальных местах. В советское время во время борьбы с религией многие монастыри сильно пострадали от рук большевиков. Большую часть строений Симонова монастыря или снесли, или взорвали. Надгробия же сначала перенесли в одну из башен. Но по ходу времени они оказались вокруг храма.

Другая отличительная особенность монастыря — большое количество зелени. Если Данилов монастырь больше напоминает парк, а Новодевичий — лужайку, то Симонов — дачу. Умиротворенно под солнцем находятся пышные кустарники, забор покрыт живой изгородью, желтые и красные цветы мелькают перед глазами. За забором можно легко найти даже теплицы, посадки тыквы и капусты. Правда, пустить за него могут только несколько людей. В их число входит экскурсовод по Симонову монастырю Елена Смирнова.
— Традиция огородов всегда была активна на этих землях. Но современные посадки появились здесь во времена пандемии. Несколько прихожанок решили переждать болезнь в стенах обители. Они обустроили собственные хозяйства. С тех пор в огороде монастыря постоянно что-нибудь садят.
Краеведческий интерес
Встреча краеведов прошла в одной из пристроек к храму. Она похожа на читальный зал в библиотеке, которую украсили религиозными картинами. Но они сильно испорчены временем. На картинах далеко не все окружение Иисуса Христа и других святых можно узнать в лицо.

Ведущими лекций выступили председатель «Союза краеведов» Владислав Калашников, исполняющий обязанности председателя московского отделения организации Валерий Завалов, а также настоятель храма иерей Евгений Морозов. Они рассказали об истории Симонова монастыря и его актуальных проблемах.
— По преданию ученик, племянник и постриженик преподобного Сергия Радонежского преподобный Феодор в 1370 году основал монастырь с центральным храмом в честь Рождества Богородицы. Свое название комплекс получил по легенде благодаря князю Степане Ховре, который, уйдя в монахи, принял имя Симеон. Ему принадлежали земли, на которых изначально преподобный Феодор основал церковь. В 1379 году монастырь перенесли на новое место. Тогда же началось строительство Успенского собора и других келий. Закончилось оно в 1405 году.
Постепенно монастырь расширялся. К этому процессу приложили свои руки знаменитые зодчие и архитекторы Федор Конь, Парфен Петров, Осип Старцев и Константин Тон. Участники «Союза краеведов» также обнаружили в ходе подготовки к собранию, что архитектор Афанасий Григорьев работал над проектами перестройки монастыря в стиле неоклассицизма в 1830 году.
За время своего существования обитель монахов была неоднократно атакована силами то крымских татар хана Казы-Гирея, то восставших под предводительством Ивана Болотникова, то польско-литовскими войсками, то французскими под предводительством французского императора Наполеона Бонапарта. В ходе конфликтов часто случались пожары, которые до сих пор напоминают о себе обугленными кирпичами, рассказала экскурсовод Елена Смирнова.
— В конце XVIII века Симонов монастырь был сделан чумным госпиталем. Братия хоть и была переведена в Новоспасский монастырь, но не избежала печальной участи. После того как Николай Карамзин написал свою «Бедную Лизу», все читающие москвичи прибегали посмотреть на места, где жила и умерла «Эрастова невеста». После этого монастырю уделяли все больше внимания, он постепенно стал местом, где в свое время молились все «орлы» московской духовности.

Но все изменилось после мировой войны, революции и гражданской войны. Одна из главных построек, Успенский собор, была взорвана в ночь на 21 января 1930 года. Тогда же столица потеряла колокольню, надвратные храмы, Сторожевую и Тайницкую башни. Современный Симонов монастырь располагается где-то на 1/3 своей дореволюционной территории. Там во времена Союза Советских Социалистических Республик делали рыболовные крючки. На остальных территориях бывшего монастыря построили Культурный центр ЗИЛ.
Отец Евгений отметил, что монастырю многое пришлось пережить в XX веке. И до сих пор многое из этого досконально не изучено.
— Мы планируем поставить рядом с монастырем стенд с QR-кодом. Через него москвичи и гости столицы смогут получить доступ ко всей актуальной информации об истории этих зданий. Но для реализации проекта нам нужно решить юридический вопрос. Кроме этого, в свои ряды мы хотим привлечь специалистов по москвоведению, изучению монастырей и всех тех, кто сможет написать тематические научные статьи, — отметил Владислав Калашников.
Отец Евгений отметил, что может помочь интересующимся ученым с доступом к архивам монастыря и изданием их исследований.
Дела организационные
После завершения дискуссий председатель организации Владислав Калашников и исполняющий обязанности председателя столичного отделения Валерий Завалов начали раздавать членские билеты организации. В «Союз краеведов» официально вошли историк Александр Спивак, экскурсовод Елена Смирнова, дендролог Николай Будишевский. Также на мероприятии присутствовал исследователь архитектуры и топонимии Москвы и Подмосковья Михаил Коробко.
Целью организации является популяризация краеведческих знаний. Для этого члены союза стремятся сделать ее социально-ориентированной и некоммерческой, а также всероссийской. Владислав Калашников рассказал, что благодаря этому им можно будет претендовать на получение бесплатного доступа к историческим материалам музеев. Также статусы помогут участникам организации популяризировать идеи установки стендов с дополнительной информацией. Они планируют работать в направлениях сохранения памятников героям Великой Отечественной войны и устранения свалок на исторических объектах.

В ходе беседы было предложено начать сотрудничество с проектами «Движение первых» и «Юнармия», а также попытаться вернуть в столичные школы изучение москвоведения. В завершение мероприятия Валерий Завалов представил членам союза свой плакат, на котором было изображено строение монастыря до 1930 года.
Сегодня даже любителей истории больше привлекают грандиозные сражения, лидеры государств и переломные моменты. В результате древние здания с любопытной историей начинают постепенно теряться на общем полотне. Так произошло и с Симоновым монастырем. На фоне современных парков, советских застроек, Москвы-реки и столичных джунглей исторический объект пропадает из виду.
При этом в нем хранятся знания о культуре и вере предков. Задача краеведов — привлечь людей к примечательному монастырю, который находится на границе ЮАО. Реставраторы начнут работы на юге Москвы в начале 2025 года, сообщила Елена Смирнова. Они приступят к первому обновлению в Симоновом монастыре. А это значит, что история великого сооружения будет продолжаться еще не один год.