Покупаем без обмана
Интернет стал огромным рынком! Ассортимент там больше, чем в любом торговом центре, а цены можно найти и пониже. Но как правильно делать покупки?
— Интернет-магазин — это официальный сайт или мобильное приложение офлайн-магазина, — рассказывает эксперт Центра финансовой грамотности города Москвы Наталья Пивкина (на фото). — На сайте или в приложении содержатся: полное фирменное наименование продавца и (или) изготовителя товара, основной государственный регистрационный номер, адрес и местонахождение, адрес электронной почты, номер телефона, а также информация о товарах, месте их производства, потребительских свойствах и характеристиках, цене, условиях приобретения, сроке службы и гарантийном сроке. Впрочем, все более популярной формой интернет- торговли становятся маркетплейсы.
— Это, по сути, торговая онлайн-площадка, где предлагаются товары и услуги разных продавцов. Сведения о каждой единице товара отражены в специальной карточке с информацией о цене, характеристиках, производителе, сроках и способах доставки, обмена или возврата,—пояснила Наталья Пивкина.
Елена Вяземцева, жительница района Москворечье-Сабурово, рассказала о своем опыте онлайн-шопинга:
— Я давно покупаю товары в интернет-магазинах и на маркетплейсах. Не трачу время на дорогу и поиск нужных мне вещей. И оплачиваю товар разными способами: при помощи системы быстрых платежей, наличными при получении или банковской картой.
ЕДИНЫЕ ПРАВИЛА
Для интернет-магазина и маркетплейса действуют единые правила дистанционной продажи товаров.
— При оформлении покупки необходимо обратить внимание на содержание заказа, — пояснила Наталья Пивкина. — В заказе должны быть указаны его номер, наименование и характеристики товара, дата, время, адрес и условия доставки либо адреса и режим работы пунктов самовывоза.
Оплатить товар можно при помощи системы быстрых платежей (СБП), банковской картой при оформлении заказа, а также банковской картой или наличными при получении товара.
— Обращайте пристальное внимание и на условия доставки. Забрать заказ может как покупатель, так и при его отсутствии любое третье лицо, предъявившее номер заказа или информацию о его оформлении, — пояснила Наталья Пивкина.
Если товар оплачен, а продавец не прислал его в срок, потребитель вправе потребовать возмещения убытков в размере 0,5 процента суммы предварительной оплаты товара за каждый день просрочки. Неустойка взыскивается со дня, когда по договору товар должен быть передан, до дня передачи или дня возврата предоплаты.
Как пояснила эксперт Центра финансовой грамотности города Москвы, потребитель вправе отказаться от приобретенного в интернет-магазине товара в любое время до его передачи, а после — в течение семи дней.
После оформления возврата продавец обязан вернуть оплаченную клиентом сумму не позднее 10 дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования, за исключением расходов продавца на доставку. В качестве подтверждения факта покупки и оплаты товара может выступать не только чек, но и выписка по банковскому счету, а также письмо по электронной почте о подтверждении оплаты.
Если товар, приобретенный в интернет-магазине, имеет недостатки или заводские дефекты — неисправность или брак, покупатель вправе требовать замены на товар этой же марки, замены на такой же товар другой марки с перерасчетом покупной цены, соразмерного уменьшения покупной цены, безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление.
ДЕНЬГИ НАЗАД
Кстати, потребитель имеет полное право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уже уплаченных за товар денег.
— С такими требованиями потребитель может обратиться к продавцу в течение гарантийного срока или срока годности товара. Если такие сроки не установлены, то в течение двух лет с даты приобретения товара, — пояснила эксперт Наталья Пивкина. Также покупатель вправе обратиться с письменным заявлением к руководству магазина или в Роспотребнадзор для защиты своих законных прав.
КСТАТИ
Для того, чтобы защитить свой аккаунт на маркетплейсе от мошенников, пользователю необходимо соблюдать ряд простых правил. Не стоит переходить в чаты в мессенджерах, если продавец предлагает это, оплачивать товар нужно через системы самих маркетплейсов, не используя сторонние системы, а также всегда проверять информацию о продавце по ИНН или ОГРН через сайт налоговой службы.
ЦИФРА
84 процента россиян пользуются маркетплейсами.