Лошадиные глаза, человеческие чувства

Кинематограф не обходится без эффектных сцен, где кони выступают наравне с людьми. Делимся киноисториями про лошадей.
Говорят, на экране и сцене артистам сложнее всего соперничать в выразительности игры с животными, ведь те естественны и природны, а еще невероятно харизматичны. Едва лошадь попадает в кадр (даже ненадолго, как в сцене застолья в «Сказке для старых» Романа Михайлова), как сразу привносит с собой ощущение упорного труда, благородства, силы и свободы, добровольного служения человеку. Вспомним три истории, связанные с конями: весьма радостную, очень грустную и нейтральную
Первая приведет нас в конно-драматический театр «ВелесО» под Санкт-Петербургом. Он открылся в 2016 году, его создателем стал актер Евгений Ткачук. Сейчас в театре под открытым небом работают девять коней-артистов, которые участвуют в оригинальных драматических постановках. Трое из них — Медовый, Валдай и Гротеск успели сняться в сериале «Тихий Дон» Сергея Урсуляка, где роль донского казака Григория Мелехова исполнил их владелец. А конная история Евгения Ткачука началась еще раньше — после первого курса, когда он месяц проработал в конюшне, а потом сделал с подругой спектакль «Во имя ее» (про Троянскую войну) с пятьюдесятью детьми и двенадцатью лошадьми. Возвращаясь к трем конным героям из «Тихого Дона», которые продолжают выходить к зрителям, сейчас свободных лошадей тренирует Наталья Киселева.
Что касается безмерно грустной истории, связанной с лошадьми, на ум приходит «Андрей Рублев» Андрея Тарковского. Говорят, режиссер любил коней: недаром они есть в кадрах его лент «Иваново Детство», «Солярис» и не только. Однако вокруг съемок культовой историко-философской кинодрамы «Андрей Рублев» ходит много слухов про жестокое обращение с животными. В частности, что на пленку было зафиксировано реальное убийство лошади… Но есть и другие версии того, что происходило на площадке. Впрочем, поговаривают, что даже более масштабная ситуация была на съемках киноэпопеи «Война и мир» Сергея Бондарчука, когда десятки лошадей закупили на мясокомбинате для кадра их гибели. В любом случае это дает почву для дискуссий о допустимости подобной жестокости во имя кинематографа…
Нейтральное же воспоминание связано с лентой «Мой любимый чемпион», которая вышла этим летом. Точнее, это история про внимательность и чуткость к лошадям. Весь фильм посвящен конному спорту. В картине снялся мастер спорта по конкуру международного класса Бенас Гуткаускас. А актриса, сыгравшая главную роль, Василиса Коростышевская, впервые села на лошадь, когда ей было два года. Главную конную роль, Джонатана, сыграли сразу пять лошадей из-за высокой нагрузки на съемочных сменах. Кроме того, кони для этой картины требовались со специальными, прыжковыми навыками, а потому простые каскадерские лошади не подходили. К слову, создатели фильма, рассказывая о картине, отметили удивительную особенность лошадей: они, как и люди, разные и по-своему ведут себя с разными партнерами-актерами. Для гармоничного взаимодействия между характерами человека и коня должно возникнуть некое взаимодополнение, доверие.
Подытоживая, стоит отметить, что где бы ни появилась в фильме лошадь, ею всегда приятно любоваться. Это умное животное по-своему проявляет свой нрав, во взгляде отражает молчаливое понимание мира, в грациозности движений — стремительность времени. За такими существами хочется ухаживать, наблюдать и проникаться их свободолюбивой силой.