Чемпионка России и призер чемпионата Европы Мария Ефремова: Для успеха нужно быть вне зоны комфорта

Чемпионка России по легкой атлетике Мария Ефремова. Фото: Андрей Объедков, «Вечерняя Москва»
Чемпионка России по легкой атлетике Мария Ефремова. Фото: Андрей Объедков, «Вечерняя Москва»

Сегодня наша собеседница — чемпионка России 2007 и 2008 годов по легкой атлетике Мария Ефремова, которая жила на границе Южного и Юго-Восточного округов столицы.

— Мария, сразу возьму быка за рога. Вы часто бывали в ЮАО, какие места вам нравятся?

— Действительно, очень часто я свободное время проводила в парке «Царицыно» и любовалась этими местами. Даже сейчас нередко возвращаюсь туда и тренируюсь там.

— Мария, когда и почему вы начали заниматься спортом?

— Все произошло спонтанно. Случилось это в 1999 году, когда я училась в 55-й Красковской школе Люберецкого района, сейчас Красково — микрорайон Люберец. Мне тогда было 12 лет.

И мой учитель физкультуры старался передать ученикам страсть к спорту. Помню его фамилию — Гордеев, за глаза его называли «Гордей» — именно он раскрыл мой талант. Учитель взял меня на соревнования в Люберцы, в спортивную школу, где состязались в четырех дисциплинах: прыжки в длину, в высоту, метание мячика и бег на 800 метров.

И как раз на самом последнем этапе — беге на 800 метров — я споткнулась и завалилась за мат буквально за один круг до окончания дистанции. Это был мой провал. Я сдалась, но в этот момент дала себе слово, чтобольше не сдамся никогда, хотя и говорят: «Никогда не говори «никогда». Но я была очень категорична, мне в тот момент было очень обидно, так как я проиграла, не проявила лидерские качества, которые были у меня с рождения. Ко мне подошла женщина — Ольга Миленина, которая оказалась тренером, и пригласила заниматься легкой атлетикой.

На тот момент я еще не знала, что это такое. Тренер поняла, что если скажет, что в нее входит бег, то я никогда не соглашусь этим заниматься, потому что на тот момент я была расстроена неудачей. Она сказала, что это обычные спортивные игры, и я согласилась.

— Родители быстро согласились с вашим решением?

— Когда я рассказала о приглашении маме, то она отослала меня с этим вопросом к папе. И я поняла, что это конец. Ведь Люберцы были бандитским городом. Правильно говорят: не родись в эпоху перемен. Люберцы были хулиганским местом, и многие родители боялись отпускать туда детей одних. И папа однозначно бы не разрешил мне одной ездить в спортивную школу в Люберцах, а провожать меня родители не могли. И я не стала подходить к папе, ведь я не боялась так ни одного человека, как папу: один его взгляд — и Маня поплыла. Он был строгий, но справедливый. Тогда у меня был еще детский максимализм, порой я обижалась на отца, но сейчас понимаю, что все было во благо.

— Как же вышли из положения?

— Стала ездить в Люберцы тайком. Почти каждый день я одна проделывала путь в шесть километров в один конец.

Тогда еще не было турникетов на платформах, и порой я ездила в электричках зайцем. Часто ходила пешком, и даже бегала туда-обратно. И так продолжалось долго. А потом у нас в районе появился маньяк.

Однажды я с ним столкнулась, подняла шум, и его задержали полицейские. Как раз в этот момент папа узнал о моих поездках в Люберцы. Он тяжело отреагировал, возмущался, что его не поставили в известность.

— Но ведь все обошлось?

— Конечно (улыбается). Ведь в это время я уже начала выступать на соревнованиях, выигрывать медали. Бывало, что за один турнир мне на шею вешали по нескольку медалей, и организаторы шутили, мол, не много ли тебе? А я со смехом отвечала: «Нет, в самый раз!».

Я стала чемпионкой Москвы и Московской области, а через несколько лет — чемпионкой России.

— Каким было самое большое количество медалей за один турнир?

— Три: за прыжки в высоту, бег с барьерами и прыжки в длину.

— Вы специализировались в многоборье?

— Да, зимой выступала в семиборье. Оно включало бег на 100 метров с барьерами, прыжки в высоту, толкание ядра, бег на 200 метров, прыжки в длину, метание копья и бег на 800 метров.

За каждую дисциплину начислялись баллы, которые потом суммировались.

И борьба была сложной, но интересной, поэтому этот вид спорта меня и зацепил: если ты проиграл в одном, то в другом можешь выиграть. А если ровненько пройдешь все этапы, как у нас говорили — «золотая середина», то можешь одержать победу в многоборье.

— Есть специфика выступлений в многоборье?

— Безусловно. Ведь есть профессиональные толкатели ядра: они коренастые, жилистые, сильные, большие, поэтому прыгнуть в высоту хорошо не могут, потому что у них большая масса тела. А мы, многоборцы, развиты во всех видах, но в отдельных видах тоже не покажем рекордных результатов — в том же толкании ядра. Например, я толкала на 14 метров, а они — на целых 20.

— А конкуренция в многоборье была большая?

— Да, к примеру, на чемпионат России в каждой возрастной категории приезжали более 40 спортсменов,причем все сильного уровня. Но в Московской области многоборье не развито в настоящий момент: тренеры вроде бы есть, а талантливых спортсменов нет. Чего не скажешь о Москве: она всегда славилась многоборцами.

— На международных соревнованиях приходилось выступать?

— Конечно, выступала и на чемпионатах Европы, и на мировых первенствах. На чемпионате мира в 2008 году не прошла квалификацию, так как получила травму. А вот на чемпионате Европы заняла второе место. Выступала много на матчевых встречах, ездила в Лондон, Манчестер, Хельсинки.

— Были интересные ситуации на состязаниях?

— Очень много. Сразу скажу, что за границей российских спортсменов не любят, вернее, даже завидуют нам, так как мы очень образованные. Мы тогда еще были детьми, нам задавали каверзные вопросы, а мы находили, что ответить, чего не могли сделать иностранные спортсмены. И поэтому русским всегда вставляли палки в колеса. Например, давали сломанные колодки — это приспособления на старте, на которые ногой опираются спортсмены. Иностранные организаторы практически всегда делали какие-то гадости. Однажды приехали в Манчестер, а в аэропорту у всех спортсменов пропал багаж.

А у нас там было все: спортивная одежда, шиповки. И в первый день пришлось выступать практически с голыми ногами. Организаторы сделали вид, что оказали какую-то помощь, но не надо врагов, когда рядом такие «друзья». Нам и дали обу вь, но у кого-то она была размером меньше или размером больше. У многих после забегов были стерты ноги в кровь. Но русский человек всегда на голову выше, и мы выигрывали.

Иностранцы удивлялись: как так получилось? И я отвечала: а мы тренируемся так — бегаем босиком по карьеру, вам этого не понять… Чтобы выигрывать, нужно выйти из зоны комфорта.

ДОСЬЕ

Мария Ефремова окончила Московскую государственную академию физической культуры. После обучения, с 2008 по 2015 годы, работала инструктором и заместителем директора спортивной школы. В 2002 году Мария стала чемпионкой Москвы и Московской области по легкой атлетике. В 2007–2008 годах — чемпионка России по легкой атлетике.

 

Новости партнеров
Полезные ссылки