Школа определила жизненный путь

Выпускники 1956–1957 годов столичной школы No 182 (сейчас носит номер 1501. — «ЮГ») на протяжении почти 70 лет встречаются в стенах родного учебного заведения. Они рассказали об учебе в послевоенное время, своих учителях и директоре — Георгии Леонидовиче Асееве, которого считают автором традиции последнего звонка.
Житель Южного округа Михаил Ихлов окончил 182-ю школу в 1957 году. Прошло почти 70 лет, но он еще помнит учителей.
— Перед глазами встает образ первой учительницы — Анны Васильевны Чистяковой. Она была педагогом русского языка и литературы с дореволюционным стажем, — рассказывает Михаил Александрович. — Помню ее мягкой и интеллигентной женщиной, которая всегда говорила тихим голосом. Однако на ее занятиях ученики всегда поддерживали дисциплину, она умела быть строгой.
Михаил Александрович отмечает, что многие педагоги оставили след в его душе.
— Помню великолепную учительницу математики Розу Давыдовну Сендаловскую. Она была профессионалом своего дела,зачтоее все уважали. А еще — учительницу английского языка Тину Давыдовну Фельдман. А наш первый директор Георгий Леонидович Асеев умел поддерживать дисциплину. Помню, как мы однажды сделали чертиков из бумаги, наполнили их водой, а потом начали кидать их в прохожих из окна. Когда об этом узнал директор, он выставил всех учеников в коридоре и начал искать виновных. Но мы его уважали, потому что он был учителем от бога.
ТЕПЛАЯ АТМОСФЕРА В ШКОЛЕ
Александр Гангнус, единокровный брат поэта Евгения Евтушенко, тоже выпускник школы No 182. Туда его привела бабушка Анна Васильевна Фогельман, которая после освобождения из заключения в Петропавловской крепости работала завучем в столичной школе No 343. Кстати, она была «бестужевкой» и словесником, поэтому знала многих педагогов русского языка и литературы в столице.
— Сначала я учился в 343-й, а потом в 557-й школе, где были сплошные бандиты. У меня до сих пор шрамы на руке от ножевых ранений, — говорит Александр Гангнус. — В 182-ю я попал подростком. Это была патриотичная школа.
Александр Гангнус отметил, что большая заслуга в этом принадлежала директору Георгию Асееву.
— Представляете, в школе была радиопередача, которую делали сами ребята.
УВЕКОВЕЧИТЬ ИМЯ

Выпускник Валерий Киселев говорит, что многим ученикам школа дала путевку в жизнь. Мужчина знает, о чем говорит, ведь благодаря учреждению у него появилась профессия.
— Педагоги старались поддерживать учеников. Помню случай, как меня спас учитель истории Генрих Абрамович Трайнин. На выпускных экзаменах я никак не мог сдать алгебру. Меня хотели отправить на пересдачу, но Генрих Абрамович защитил меня. Обращаясь к педагогам, он сказал: «Посмотрите, по истории у него четверка, по-русскому четверка, по литературе четверка… Он гуманитарий. Давайте поставим ему тройку и отпустим». Благодаря этому мне выдали аттестат — вспоминает он. — А уже после окончания школы меня пригласила к себе Екатерина Лукша (директор после Асеева. — «ЮГ») и сказала, что им пришла разнарядка об укреплении органов милиции, поэтому набирают добровольцев. Я согласился стать одним из них и отправился на учебу в Минскую школу милиции. Дослужившись до полковника, в 49 лет ушел на заслуженный отдых. Получается, что школа определила мой путь.
Выпускники выступают с идеей присвоить школе имя Георгия Асеева.
— Такая мысль у нас появилась в 2023 году, когда Владимир Путин объявил Год педагога и наставника, — отмечают они. — Большое значение в стране придают увековечению имен госдеятелей, мастеров театра и кино, художников и писателей, а учителей почему-то нет. Поэтому мы посчитали, что это уместно. Тем более если речь идет о Георгии Леонидовиче Асееве, отдавшем педагогике более 50 лет, в том числе 24 года работе на должности начальника Главного управления народного образования столицы. Тогда мы направили письмо руководителю Департамента образования и науки города Москвы Александру Молоткову (сейчас руководитель ведомства Ирина Каклюгина. — «ЮГ»). Но идею реализовать не удалось.
К сожалению, желание выпускников школы No 182 присвоить ей имя ее бывшего директора Георгия Асеева невыполнимо. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 22.03.2011 No 86 в городе были образованы крупные многоуровневые учебные заведения путем объединения действующих школ и детских дошкольных учреждений. Школа No 182 вошла в один из таких комплексов, школу No 1501.
В правовом отношении школа No 182 была ликвидирована, утратив статус юридического лица. Сохранить память о Георгии Асееве возможно, только если разместить на здании, где была школа No 182, мемориальную доску, которая уже изготовлена. Осталось получить согласие на ее размещение в установленном порядке.
ЦИФРА
33 процента россиян, которые посещают встречи выпускников.