Историю пора сделать живой и зримой

Интересно мы познаем историю. Либо из учебников, либо из патриотических фильмов, снятых, как правило, весьма вольно.

«Артиллеристы, Сталин дал приказ! Артиллеристы, зовет Отчизна нас!» Мне девять лет, я чеканю шаг по спортзалу и одновременно картаво пою. Наш класс готовится к смотру строя и песни в честь 40-летияПобеды. Уже тогда, в 1985-м, война была для нас чем-то давно прошедшим, мглистым средневековьем. Время от времени к нам в класс приводили увешанных медалями ветеранов, они говорили какие-то дежурные слова, и война от них ближе и понятнее не становилась. А потом я поехал в гости к дедушке. Он тоже воевал, но рассказывать о тех временах не любил. Зато как-то достал свою военную форму — дед был сапером — и вытащил из коробочки медаль «За отвагу». Вот тут-то меня и накрыло! Войну стало можно «потрогать руками». Я держал в ладошке дедушкину медаль, и она жгла мне руку! К чему это я? А к тому, что изучить историю по учебникам почти невозможно.

История будет лишь строчками и картинками. Чтобы понять, что на самом деле происходило, историю нужно трогать. Почему бы не принести на урок ППШ — пистолет-пулемет Шпагина? Или немецкий шмайсер? Наш офицерский ТТ или немецкий вальтер? Вещи круче всех рассказов! А еще, я уверен, школьников нужно возить по местам боев. Помню себя пацаном, бродившим по заброшенным немецким дзотам в поселке Героевке под Керчью. Вот здесь они окопались, вот в это «окно» стреляли из пулемета. А вот оттуда, с моря, высаживался наш десант. Ощущения такие, что до костей пробирает! Историю, увы, не поймешь по игре в танки, даже если она выглядит очень натурально. И по фильмам — порой неплохим, но все-таки снятым людьми не воевавшими. Тем более — не воевавшими тогда, в Великую Отечественную. Эти фильмы — например, тот же «Сталинград» Бондарчука — часто уходят в спецэффекты, в экшен, в крутое зрелище. Но понять войну не помогают.

Да и советские фильмы, увы, тоже. Начал как-то смотреть «Батальоны просят огня» — нет, не то. Книга лучше: проще, понятнее, яростнее. Понять войну из художественного произведения тоже крайне сложно. Ты можешь увидеть войну, в лучшем случае, глазами писателя-фронтовика. Но какой была эта война — на цвет, на запах, на ощупь — не поймешь.

В общем, я считаю, школьников нужно глубже погружать в контекст. Причем буквально, на предметном и пространственном уровнях. Когда в классы приходят люди, разбирающиеся в этих цветах, вкусах и запахах, это очень важно. Пусть на уроки истории приходят поисковики, приносят откопанные пули, болванки снарядов, штык-ножи, каски. Ребята получат ну очень яркие впечатления! Пусть поисковики расскажут, как они все это нашли — как мерзли, грелись у костров, кормили комаров, проваливались в болота. А ведь в этих условиях наши предки умудрялись еще и годами воевать. И победили! А еще здорово, если копать поедут сами школьники. А из того, что найдут, откроют школьный музей. Это очень-очень важно.

Если ты доставал из земли оружие, полусгнившее обмундирование, а то и кости самих солдат, ты никогда не сможешь относиться к войне поверхностно. Ты физически не сможешь быть либералом, хипстером, человеком мира. Ты поймешь, что за тебя, твое будущее, кто-то отдал жизнь. Ты сможешь понять, что Родина — это не только паспорт, «Россия, Москва и Арбат». Это не документ о гражданстве и территория, это нечто большее. Это все люди, которые были до тебя и будут после. А начинаться это понимание должно из семьи. И из уроков истории, переводящих цифры и факты на язык конкретных предметов и мест.

Новости партнеров
Полезные ссылки