Давайте вспомним классику

3 октября. Лилия Гайсина на репетиции. Фото: Дмитрий Дубинский, «Вечерняя Москва»
3 октября. Лилия Гайсина на репетиции. Фото: Дмитрий Дубинский, «Вечерняя Москва»

На сцене Центра культуры и искусства «Меридиан» актриса Лилия Гайсина, жительница Нагорного района, попробовала себя в качестве режиссера и поставила спектакль «Наш Пушкин». Премьера состоится 9 ноября. «ЮГ» заглянули на одну из финальных репетиций.

Мягкий свет софитов обрамляет действие на сцене. Костюмы главных героев строги и лаконичны, ни в чем не противоречат канонам 20-х годов XIX века. По задумке автора постановки, все мужские роли исполняет один актер, а все женские образы для зрителя раскрывает Лилия Гайсина. Есть у нее и помощница. Но об этом чуть позже…

На сюжете «Евгения Онегина» построена только основная канва спектакля. Попутно в нем возникает масса параллелей из других классических произведений, где главные герои также пытаются самореализоваться.

Задумка режиссера состоит в том, чтобы через очередное исследование пушкинского романа — энциклопедии жизни давно прошедшего века — попытаться помочь каждому зрителю найти правильные векторы собственного развития.

РЕЖИССЕРСКИЕ ПОИСКИ

Любовь к «Евгению Онегину» у Лилии Гайсиной началась со школьной скамьи. Идеи о собственном спектакле не оставляли ее и в то время, когда выстраивался ее актерский путь на сценах «Ленкома» и Театра имени Вахтангова. Но приступить к самостоятельным режиссерским экспериментам удалось только с переходом в труппу Театра Наций в 2017 году. Тогда получилось, например, поставить несколько концертных программ по письмам писателя Ивана Тургенева певице Полине Виардо прямо в залах дома-музея литератора, а потом и на сцене музея-театра «Булгаковский дом». Для музыкального оформления Лилия пригласила своих друзей из оркестра Юрия Башмета «Новая Россия». Музыкально-драматическое сочетание получило много позитивных отзывов.

— Мне запомнились высказывания москвичей. Они удивлялись тому, что письма могут быть настолько интересными, обещали навестить Музей Тургенева, — вспоминает Гайсина. Следующая ее постановка рассказывала о Леонардо да Винчи. В драматическое представление еще более органично вплелась классическая музыка. Постановку увидели посетители Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВЕЧНОМ

Ощущение, что многое еще не высказано, не покидает Лилию и поныне. В этом-то и нужно искать главные причины ее обращения к пушкинскому творчеству.

— На сцене мне нравится размышлять о возможном соединении времен. «Евгений Онегин» как никакое другое произведение позволяет это делать, — признается Лилия.

Не случайно в современную постановку «Онегина» вплетены цитаты из произведений Анны Ахматовой, Марины Цветаевой и Федора Достоевского. Происходит толчок действия с помощью фрагментов текстов-рассуждений о вечных для русского человека темах: о героях, о роли семьи, о роли женщины в семье и обществе.

— Цитируемые авторы — главные почитатели пушкинского таланта, они выросли на его произведениях. Поэтому к ним-то я и обращаюсь, — поясняет Лилия Гайсина.

3 октября. Актер Антон Харунжий исполнил в спектакле  «Наш Пушкин» все мужские роли. Фото: Дмитрий Дубинский, «Вечерняя Москва»
3 октября. Актер Антон Харунжий исполнил в спектакле «Наш Пушкин» все мужские роли. Фото: Дмитрий Дубинский, «Вечерняя Москва»

МУЗЫКАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Спектакль постоянно сопровождает музыка: Петра Чайковского, Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Альфреда Шнитке… Она помогает воспринимать постановку.

— На сцене я воплощаю образ Татьяны из оперы «Евгений Онегин». Музыкальные включения задуманы для дополнительного окрашивания драматических сцен. Пушкин вошел в мою жизнь в детстве через сказки, теперь я хочу поделиться со зрителем глубокой нравственной музыкальностью его стиха, — объясняет свою ролевую задачу оперная певица, солистка Московского музыкального драматического театра Ольга Антипова.

Виолончелист Андрей Рязанцев входит в квартет, который принимает участие в спектакле. Он также приветствует музыкальные эксперименты.

— Соединение сценического действия и музыки струнного квартета интересно и обогащает восприятие. Наш квартет — временное производное от оркестра Юрия Башмета «Новая Россия». Стараемся еще больше популяризировать классическую музыку. Через спектакль получаем дополнительную возможность заинтересовать подростков классикой, — объяснил Андрей Рязанцев.

Алексей Ерохин, главная скрипка оркестра «Новая Россия», участник квартета, считает полезным дополнительное творческое развитие молодежи.

— Моей 19-летней дочери уже приходилось бывать на подобных музыкальных спектаклях, ей они нравятся. Поэтому я уверен, что молодежь оценит наши старания, — считает Алексей.

В ожидании премьеры начинающий театральный режиссер и актриса Лилия Гайсина вспоминает на-
ставление бывшего режиссера Вахтанговского театра Римаса Туминаса. Он советовал в трудные времена обращаться именно к классике, выверенной, проверенной тысячелетиями.

Справка

Лилия Гайсина родилась в Москве в 1987 году. В 2009 году окончила актерский факультет в Российском институте театрального искусства — ГИТИС. Служила в театре «Ленком» и Театре имени Евгения Вахтангова. В настоящее время состоит в труппе Театра Наций.

Новости партнеров
Полезные ссылки